русский english
Наша страница на FaceBook  Instagram  Профессиональная школа-студия Аллы Чури  Twitter  Наше видео  Pinterest
Зона,свободная от Photoshop
(на Photoshop заведены только фоны. Все гримерные работы 100%-но авторские)
страницы:   1   ·   2   ·   3   ·   4   ·   5   ·   6   ·   7   ·   8
      Мария-Антония Йозефа Иоганна, принадлежавшая к Лотарингской ветви Габсбургского дома, была младшей дочерью и предпоследним ребенком из шестнадцати детей австрийского императора Франца Портреты Франца I и его супруги Марии-Терезии Портрет Марии-Терезии. Она появилась на свет в Вене 2 ноября 1755 года и, по всеобщему признанию, была самым красивым, обаятельным и грациозным ребенком императорской четы. Ее детство прошло в основном во дворце Шёнбрунн: хотя Мария-Терезия всегда старалась уделять внимание воспитанию и образованию своих детей, она все больше была занята государственными делами и на младших детей ее сил уже не хватало. К Марии-Антуанетте были приставлены лучшие педагоги — ее музыкальным образованием занимался сам Глюк Кристоф Виллибальд Глюк, — но она все же прекрасно умела избегать нежеланных занятий, проводя дни в веселье и шалостях. Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность, развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными — если бы этой девочке не была уготована великая судьба.
Портреты Франца I Царская семья в 1756 году. Портрет Марии-Терезии
1762 г.
Франц I Стефан Лотарингский
Царская семья в 1756 году. 1759 г.
Мари́я Тере́зия
Вальбурга Амалия Кристина
1762 г.Марии-Антуанетте семь лет
1762 г.портрет кисти Жана-Этьена Лиотара
1765 г.Мария-Антуанетта и ее братья, Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете, поставленном по случаю бракосочетания Иосифа II с Марией Баварской.
1762 г.
Марии Антуанетте семь лет
1762 г.
портрет кисти Жана-Этьена Лиотара
1765 г.
Мария-Антуанетта и ее братья,
Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете,
поставленном по случаю бракосочетания
Иосифа II с Марией Баварской.
      Французские Бурбоны и правящие Австрией Габсбурги враждовали уже две сотни лет, и к середине восемнадцатого века это надоело даже им самим. Лучшие политики обеих стран вели переговоры о примирении и наконец пришли к выводу, что лучшим залогом будущего мира будет династический брак.
      После обсуждения всех вариантов было решено, что наследник французской короны дофин Людовик, внук короля Людовика XV Людовик XV в 1760-е годы, возьмет в жены одну из дочерей Марии-Терезии. В конце концов выбор пал на младшую, Марию-Антуанетту.
      Проекты долго оставались проектами. Марии-Терезии пришлось приложить немало сил, чтобы договор дипломатов вылился в официальное брачное предложение: французский король три года тянул со сватовством, не отказываясь, но и не обнадеживая. Между тем выяснилось, что юная эрцгерцогиня, с точки зрения строгой матери, мало подходит на роль французской королевы. Она плохо знает французский, пишет с ошибками даже на родном немецком, а ее знания в остальных науках нельзя назвать даже поверхностными: Мария-Антуанетта прекрасно умела увиливать от уроков. Наконец в 1769 году король Людовик официально просит руки эрцгерцогини, и, пока два двора сочиняют церемониал будущей свадьбы и утрясают все возможные церемониальные проблемы, к будущей супруге дофина из Версаля посылают аббата Вермона — в качестве наставника в дворцовом этикете, науках и религии.
      Аббат был очарован красотой будущей дофины: «Имея очаровательную внешность, она сочетает в себе обаяние, грацию, умение держать себя, и когда она, как можно надеяться, физически несколько разовьется, то будет обладать всеми внешними данными, которые только можно пожелать принцессе», — пишет он в Париж. Однако аббат прекрасно понял, что его воспитанница — девушка избалованная, легкомысленная и рассеянная: «У нее больше интеллекта, чем можно было бы предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её». Роскошный кортеж провез эрцгерцогиню к ее будущему супру1у через половину Европ ы: впервые она увидела его в Компьенском лесу, где стоял в ожидании королевский поезд. Король, престарелый Людовик, большой знаток женской красоты, нашел будущую невестку очаровательной, а вот его внук едва обратил на нее внимание — в дневнике за тот день он написал всего лишь: «Свидание с дофиной». И на Марию-Антуанетту этот юноша — крупный, обрюзгший, болезненно застенчивый, некрасивый и неуклюжий — не произвел положительного впечатления; впрочем, он был наследником великой страны, и ей этого было достаточно.
1767 г.художник Мартин ван Майтенс
1769 г.Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ
1769 г.Мария-Антуанетта играет на пианино.Художник Франц Ксавер Вагеншен
1767 г
художник Мартин ван Майтенс
1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ
1769 г.
Мария-Антуанетта играет на пианино,
Художник Франц Ксавер Вагеншен
      Свадьба состоялась 16 мая 1770 года в Версале: четырнадцатилетняя эрцгерцогиня стала женой дофина, которому еще не исполнилось и шестнадцати. Необыкновенно пышное празднество должно было закончиться фейервер ком для десятков тысяч парижан, прибывших в Версаль, дабы пожелать счастья молодым, однако разразившаяся буря посеяла среди них панику, и в давке многие пострадали — это было сочтено плохим предзнаменованием. Но Мария-Антуанетта не желала обращать внимание на дурные знаки — с детства она замечала лишь хорошие.
      Однако в первую же брачную ночь выяснилось, что молодой муж не в состоянии исполнить свой супружеский долг. Неопытная и наивная Мария-Антуанетта не придала этому значения, однако подобные неудачи случались ночь за ночью. Наконец, обеспокоенная письмами дочери, Мария-Терезия вынудила короля показать внука врачам — и те диагностировали у него фимоз, нераскрытие крайней плоти, препятствующий полноценной сексуальной жизни. Дофина могла спасти простая операция — однако тот, боязливый, тугодумный и болезненно нерешительный, никак не мог отважиться отдаться в руки хирургов.
       Между тем юная дофина, которую супруг продолжал регулярно навещать в спальне, страдала от сексуальной неудовлетворенности и унижения. Дофин Людовик, в свою очередь, страдал от собственной неполноценности: о его проблеме был осведомлен весь двор, и он постоянно чувствовал насмешки и жалость. Все это наложило свой отпечаток на характер и образ жизни обоих супругов: Людовик замкнулся в себе, лишь изредка пытаясь вспышками ярости утвердить свое положение, а Мария-Антуанетта изводила себя в лихорадочной активности, пытаясь как-то сублимировать женскую неудовлетворенность.
1769 г.Дофин Людовик-Август. Художник из окружения Hall`а.Коньяк-Жэ.
Свадебная церемония Людовика  XVI и Марии Антуанетты.
Мария-Антуанетта, эрцгерцогиня. XVIII в. Шарпантье. Версаль
1769 г.
Дофин Людовик-Август.
Художник из окружения Hall`а.Коньяк-Жэ.
Свадебная церемония Людовика XVI и Марии Антуанетты.
Мария-Антуанетта, эрц-герцогиня.
XVIII в. Шарпантье. Версаль
      Версаль восторженно принял юную дофину: она была красива, очаровательна, невероятно грациозна, умела и любила развлекаться, и к тому же ей покровительствовал сам король. Вокруг нее моментально собрался круг молодых аристократов, в обществе которых Мария-Антуанетта развлекалась как могла: балы, праздники и гулянья следовали один за другим.
      В то время как дофин вел размеренный образ жизни, рано ложился и рано вставал, его супруга развлекалась ночи напролет, а спать ложилась на рассвете. Как оказалось, они вообще были полной противоположностью друг другу: основательный, неповоротливый, флегматичный, консервативный и нерешительный Людовик и легкомысленная, очаровательная, грациозная, ни о чем не задумывающаяся Мария-Антуанетта, которая моментально принимала решения и так же быстро забывала обо всех проблемах.
      Впрочем, если не считать отсутствия плотской связи, их семейная жизнь была вполне счастливой: наследник тихо обожал свою красавицу-жену и ни в чем ей не отказывал, а она, хоть и посмеивалась над его неуклюжестью, все же ценила его образованность, серьезность, доброту и порядочность.
1767 г.художник Мартин ван Майтенс
1769 г.Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ
1769 г.Мария-Антуанетта играет на пианино.Художник Франц Ксавер Вагеншен
1767 г
художник Мартин ван Майтенс
1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ
1769 г.
Мария-Антуанетта играет на пианино,
Художник Франц Ксавер Вагеншен
      В мае 1774 года король Людовик XV скончался от оспы — по преданию, он заразился от одной из своих молоденьких любовниц. Его внук стал королем Людовиком XVI, а Мария-Антуанетта стала королевой. Мария-Терезия, всегда беспокоившаяся за судьбу младшей дочери, с прозорливостью пророка писала: «Я еще более озабочена судьбой моей дочери. Судьба ее будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутаны и расстроены, а она так молода! У нее никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьезных стремлений».
      Людовик с супругой получили неограниченную власть над одной из самых великих стран мира, их восшествие на престол было встречено невероятным ликованием народа: старый король давно утомил подданных развратом и непомерным мотовством, и с именем его преемника — честного, открытого, доброжелательного и необыкновенно порядочного — связывались огромные надежды. Которым, однако, так и не суждено было сбыться: Людовик, хоть и был обуреваем самыми лучшими намерениями, так и не смог преодолеть свою природную нерешительность и начать реформы. Он ограничился изгнанием из Версаля наиболее одиозных фигур, начиная с последней фаворитки деда — мадам Дюбарри Портрет мадам Дюбарри, ненавидимой народом за расточительность и протекционизм.
      Мария-Антуанетта же не строила никаких планов: она желала власти лишь над самой собой и своим временем. Ее главной задачей было нравиться, покорять и восхищать, и, со свойственной ей бесконечной энергией, королева Франции взялась за роль королевы мод: отныне и на полтора десятилетия наряды, прически, украшения и манеры Марии-Антуанетты станут законом для дам всей Европы. Когда она носила высокие причудливые прически — дамы соревновались в затейливости тем и высоте шиньонов. Когда королева придумывала новый оттенок — в него моментально окрашивался весь Париж. Когда ей надоели тяжелые ткани — парча, бархат, плотный шелк — и она одевалась в муслин и батист, так же поступали все француженки, а прославленные лионские мануфактуры и торговцы бархатом разорялись в угоду королеве. Ее модистка мадам Бретен, бессменный автор роскошных королевских платьев, была влиятельней министров — по ее слову вся страна переодевалась, изменяясь до неузнаваемости, подражая капризам ее величества Марии-Антуанетты. По словам язвительных современников, «никогда женщины Франции не тратили такую уйму денег на то, чтобы выглядеть посмешищем». Стиль рококо — изящный, прихотливый, неброский и вместе с тем невероятно изысканный, грациозный и легковесный, так похожий на саму
      Марию-Антуанетту, — воплотил в своих затейливых завитках весь дух эпохи, всю душу прекрасной королевы.
      Денег на роскошные наряды и драгоценности всегда не хватало, и, чтобы хоть как-то расправиться с долгами, королева начала играть в карты. Хотя азартные игры были официально запрещены по всей стране, королева — втайне от короля — играла с приближенными ночи напролет, проигрывая огромные деньги. В ее салон допускались любые авантюристы, лишь бы у них были деньги на игру, — и вскоре стали говорить, что королева окружает себя шулерами и мошенниками.
Портреты Марии-Антуанетты. Элизабет Виже
Портреты Марии-Антуанетты. Элизабет Виже
Портреты Марии-Антуанетты. Элизабет Виже
Портреты Марии-Антуанетты. Элизабет Виже
1783 г
1787 г.
1786 г.
1788 г.
Портреты Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже
      Никаких государственных интересов у нее не было — ей хотелось развлекаться и веселиться, и самыми грозными ее врагами были не враждебные государства, а скука и ненавистный дворцовый этикет. Выросшая при живом, изящном австрийском дворе, Мария-Антуанетта не выносила жестокий этикет, строжайше регламентировавший каждое движение, слово, каждый взгляд. Ей были невыносимы бесконечные придворные церемонии, которыми, по традиции, были расписаны все моменты жизни королевской семьи, и со временем она нашла выход. Мария-Антуанетта упросила короля подарить ей Малый Трианон: этот маленький изящный дворец на границе Версаля был построен для интимных развлечений Людовиком XV. Он отличался
Малый Трианон
Малый Трианон
Малый Трианон
уединенностью, небольшими размерами — всего восемь комнат — и изящной отделкой, которую Мария-Антуанетта украсила по собственному вкусу. В этом дворце Мария-Антуанетта привыкла отдыхать от церемоний Версаля: удалившись от двора с узким кругом приближенных, она проводила дни в играх и забавах. Сочинения Жан-Жака Руссо Жан-Жак Руссо породили моду на «естественность», возвращение к природе — и, хотя Мария-Антуанетта не дала себе труда ознакомиться с его книгами, моду она уловила мгновенно. Трианон украсился тщательно спланированным «естественным» парком, обошедшимся казне в огромную сумму, а позже даже обзавелся «настоящей» деревней, где к услугам королевы и ее придворных дам были крестьянские домики, живые коровы, куры и настоящие крестьяне. Вслед за Марией-Антуанеттой все знатные дамы переоделись в крестьянок: батистовые платья в полоску, украшенные лентами пышные волосы, укрытые чепцом или соломенной шляпой, — таков был новый облик королевы, презревшей видимую роскошь ради любви к простой жизни.
      Впрочем, что такое простая жизнь, королева и не догадывалась: она ни разу не сталкивалась с ней лицом к лицу и была свято уверена, что мир ограничивается высшим светом. Она даже ни разу не путешествовала по стране, проводя годы в нескольких своих дворцах. Любопытство королевы было особого свойства: она любила все яркое и блестящее, ослеплявшее сразу и забывающееся мгновенно. Известно, что Мария-Антуанетта в жизни не прочла до конца ни единой книги и даже письма и важнейшие документы едва пробегала глазами, чтобы тут же отбросить: она не желала задумываться ни о чем серьезном, что может навеять скуку. «Я страшусь скуки», — признавалась она.
      Однако годы шли, а королева так и не выполнила своего главного долга — не подарила королю наследника. Мария-Терезия, все более обеспокоенная липовой семейной жизнью дочери, прислала к ней ее брата, императора Иосифа Иосиф II. Тот уговорил Людовика сделать необходимую операцию, и Мария-Антуанетта наконец познала радости плотских удовольствий.
      19 декабря 1778 года Мария-Антуанетта произвела на свет дочь Марию-Терезу-Шарлотту дочь Марии-Антуанетты Мария-Тереза-Шарлотта, а в октябре 1781 года она подарила Франции долгожданного наследника Луи-Жозефа дофин Луи-Жозеф. Став матерью, Мария-Антуанетта заметно преобразилась: она стала гораздо спокойнее, домашнее, с большей нежностью относилась к мужу, все больше времени проводила в его обществе. Детей она обожала — с ними ее жизнь, блестящая и пустая, наконец обрела смысл. Позже она родила еще двоих детей — сына Луи-Шарля дофин Луи-Шарль и дочь Софию-Беатрису, которая скончалась, не дожив до года.
      Рождение дофина, вызвавшее в стране огромную радость, стало, однако, причиной интриг против Марии-Антуанетты. Придворные и раньше не могли ей простить, что она, удалившись в Малый Трианон, лишила Версаль блеска, а его обитателей — счастья быть приближенными к королевской чете. Те, кого она не допустила в свой узкий круг, чувствовали себя оскорбленными и униженными.
Мари Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты с детьми. 1787 г.
Королева Мария-Антуанетта Франции со своими детьми Мария Тереза Шарлотта Франции и Дофин Жозеф Луи Франции, художник Адольф Ульрих Вертмюллер 1785-1786 гг.
Дофин Луи-Шарль. Портрет работы Александра Кушарского. 1792 г.
Мария Тереза Французская в 1796 году.
1787 г.
Мари Виже-Лебрен. "Портрет Марии-Антуанетты с детьми".
1785-1786 гг.
Королева Мария-Антуанетта Франции со своими детьми Мария Тереза Шарлотта Франции и Дофин Жозеф Луи Франции, художник Адольф Ульрих Вертмюллер
1792 г.
Дофин Луи-Шарль. Портрет работы Александра Кушарского.
Мария Тереза Французская в 1796 году.
      К недовольным королевой добавились и братья короля: пока у Людовика не было сына, наследником был его брат Луи Станислас Ксавье, граф Прованский Луи Станислас Ксавье, граф Прованский, — теперь же вожделенная корона ускользала из его рук. Сплотивший вокруг себя недовольных королевой и ее супругом, он начал жестокую и остроумную кампанию по дискредитации имени Марии-Антуанетты: во многом именно этим кружком были выдуманы многочисленные слухи о порочности, жадности, сексуальной развращенности и прочих грехах королевы. Ее обвиняли даже в противоестественной связи с ее ближайшими подругами — принцессой Ламбаль принцесса Ламбаль и герцогиней де Полиньяк герцогиня де Полиньяк. Но ложь, какой бы неправдоподобной она ни была, падала на благодатную почву: разочарованная в своих надеждах Франция, погруженная в нищету и отчаяние, начинала ненавидеть королеву, виня ее во всех бедах. Ведь она была иностранка, австриячка, ей нет дела ни до страны, ни до своих подданных. До сих пор жив анекдот: будто однажды Марии-Антуанетте доложили, что у французов нет хлеба... «Пусть едят пирожные», — легкомысленно отмахнулась королева. Эта история — выдумка, но ее живучесть прекрасно подчеркивает, насколько во Франции не любили Марию-Антуанетту.
      Окончательно разрушила репутацию королевы знаменитая история с ожерельем: желавший добиться ее расположения кардинал Луи Роган кардинал Луи Роган, потомок одной из знатнейших аристократических фамилий, подстрекаемый авантюристкой Жанной де ла Мотт Жанна де ла Мотт, будто бы по просьбе Марии-Антуанетты купил у ювелиров роскошнейшее бриллиантовое колье, ранее принадлежавшее мадам Дюбарри. Авантюристка исчезла вместе с колье, а ювелиры в один прекрасный день явились к королеве требовать обещанную сумму: полтора миллиона ливров.
Колье Марии-Антуанетты
Колье Марии-Антуанетты
      Разгневанная королева немедленно велела арестовать Рогана и всех, кто был причастен к этому делу. Следствие выяснило, что королеву изображала некая актриса, нанятая де ла Мотт. Хотя Мария-Антуанетта была оскорблена тем, что Роган счел, будто бы королева способна бегать ночью на свидания и покупать драгоценности через подставных лиц, суд оправдал его: в глазах судей и всего народа королева была способна еще и не на такое. Как справедливо заметил позже Наполеон, «королева невиновна, и, для того чтобы общественное мнение признало эту ее невиновность, она выбрала судьей парламент. Именно поэтому все стали считать королеву виновной».
      Недовольство народа, измученного неурожаями, высокими налогами, голодом и нищетой, достигло крайней точки. Казна тоже была пуста — ив этом во многом была виновата королева, безоглядно тратившая миллионы на развлечения и подарки друзьям. Король попытался обратиться за помощью к парламенту, однако тот настоял на созыве Генеральных штатов — представительства трех сословий французского общества. Штаты были созваны в мае, а уже в июне депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием.
В то время королевской семье было не до политики: от туберкулеза скончался дофин Луи-Жозеф — его смерть была огромным ударом и для короля, и для его жены.       Погруженные в траур, они упустили контроль над ситуацией в стране, очнувшись, лишь когда напряжение достигло высшей точки. 14 июля 1789 года парижане взяли Бастилию, сровняв ее с землей как символ ненавистной монархии. Король впал в апатию — его обычная нерешительность, так дорого стоившая монархии, превратилась в полное бездействие. Когда в октябре разъяренные толпы ворвались в Версаль, он даже не пытался сопротивляться.
      Трудно сказать, что двигало Марией-Антуанеттой, которая в эти черные дни решила остаться рядом с супругом. У нее была не одна возможность бежать, спасти себя и детей, однако она предпочла разделить судьбу мужа. Вместе с ним Мария-Антуанетта и их дети, Мария-Тереза и Луи-Шарль, были привезены в Тюильри, где находились под домашним арестом.
Арест Людовика XVI и его семьи, Варенн, 21 июня 1791
Мария-Антуанетта с детьми и мадам Элизабет, когда толпа ворвалась в Тюильри 20 июня 1792 года.
Арест Людовика XVI и его семьи, Варенн, 21 июня 1791
Мария-Антуанетта с детьми и мадам Элизабет, когда толпа ворвалась в Тюильри 20 июня 1792 года.
      С королевской семьей обращались весьма любезно: у них ни в чем не было недостатка, их свободу в пределах дворца почти ничем не ограничивали. Деятельный ум королевы искал пути к спасению, однако все ее планы разбивались о нерешительность Людовика. Наконец в июне 1791 года королевская семья решилась бежать: побег организовал шведский дипломат Ханс Аксель фон Ферзен шведский дипломат Ханс Аксель фон Ферзен, давно влюбленный в королеву. Ходили упорные слухи об их романе, а некоторые даже называли Ферзена отцом младшего сына Марии-Антуанетты. Королевской чете удалось беспрепятственно покинуть дворец и проехать половину страны, но в городе Варенн, совсем недалеко от границы, королевскую семью узнали, снова арестовали и вернули в Париж, где король был вынужден присягнуть новой конституции.
Возвращение в Париж королевской семьи, арестованной в Варенне при попытке бегства за границу, 25 июня 1791 года.
1791 г. Незаконченный портрет Марии Антуанетты.
Возвращение в Париж королевской семьи, арестованной в Варенне при попытке бегства за границу, 25 июня 1791 года. Раскрашенная гравюра, Париж, музей Карнавале
1791 г.
Незаконченный портрет Марии-Антуанетты.
      Мария-Антуанетта не желала успокаиваться. Она вела оживленную переписку с Австрией и ее союзниками, добиваясь того, чтобы Австрия объявила Франции войну, что вызвало гнев новых властей и новые народные волнения. Королевская семья была переведена в Тампль, а сам король предстал перед судом: его обвиняли в составлении заговора против свободы нации и в покушении на основы безопасности государства. В январе 1793 года король был приговорен к смертной казни и уже на следующий день казнен на гильотине. Узнав по колокольному звону о смерти мужа, Мария-Антуанетта встала на колени перед сыном и присягнула ему как новому королю.
      В августе вдову Капет, как теперь называли бывшую королеву, перевели в тюрьму Консьержери. Детей, ее последнее утешение, у нее забрали — они содержались отдельно от нее, и Мария-Антуанетта могла слышать, как они плачут по ночам. Условия ее содержания были предельно суровы: минимум мебели, почти никакой одежды, постоянный надзор... Через окно она могла видеть, как с ее сыном занимаются революционные стражи: мальчика учили петь антимонархические куплеты и проклинать родителей. Позже его слова о том, что в Тампле мать несколько раз брала его к себе в постель, послужат основой для обвинения Марии-Антуанетты в инцесте — к ее чести надо сказать, что она с достоинством выдержала это чудовищное оскорбление. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери...» Зал поддержал бывшую королеву.
      Суд над Марией-Антуанеттой, вдовой Капет, начался 15 октября 1793 года, и уже на следующий день, в четыре часа утра, ей зачитали смертный приговор. К месту казни бывшая королева ехала со связанными руками, но очевидцы вспоминали, какое невероятное достоинство излучала вся ее фигура. Свое последнее унижение Мария-Антуанетта перенесла с неожиданной кротостью и величием духа.
      Проходя к гильотине, она наступила на ногу палачу. «Простите меня, мсье, я не нарочно», — сказала она, и это были ее последние слова. В 12 часов 15 минут Мария-Антуанетта, королева Франции, вдова Капет, была казнена. Ее тело было сброшено в общую могилу и залито негашеной известью.
Марии-Антуанетта на суде
Портрет Мария-Антуанетта в Тампле
«Мария-Антуанетта перед казнью». Картина английского художника  XIX века Джорджа Гамильтона.
Марии-Антуанетта на суде
Портрет Мария-Антуанетта в Тампле
«Мария-Антуанетта перед казнью». Картина английского художника XIX века Джорджа Гамильтона.
      Лишь через двадцать с лишним лет король Людовик XVIII — тот самый граф Прованский, что когда-то распространял о королеве лживые пасквили, — повелел отыскать ее прах и захоронить в базилике Сен-Дени, родовой усыпальнице французских королей.

Использованная литература и ссылки по теме:

 -  Виталий Вульф, Серафима Чеботарь "Женщины-легенды. Они покорили мир"
 -  100 человек, которые изменили ход истории.Мария-Антуанетта
 -  Мерцалова М. "Костюм разных времен и народов"
 -  Киреева Е. "История костюма от античности до XX века"
 -  А Marie Antoinette Blog...  »»»

Читать еще :


Глобалинфо портал