главная english Школа грима, макияжа и стиля
Наша страница на FaceBook  Instagram  Профессиональная школа-студия Аллы Чури  Twitter  Наше видео  Pinterest
Наша практика- Профессиональная школа-студия гримеров Аллы Чури
 
Школа грима Аллы Чури
Алла Чуря
Алла Архиповна Чуря, дипломированный художник-гример высшей категории, автор и ведущая известных телевизионных женских программ раскрывает для читателей журнала «Макияж» профессиональные секреты гримеров. Алла Архиповна семь лет была бессменным председателем жюри по декоративной косметике во Всеукраинском чемпионате парикмахерского искусства «Чарівнв зачіска»; отработала 30 лет в большом кино, в том числе и в Голливуде, в ее арсенале более 50 художественных полнометражных фильмов.
   Что такое грим? Толковый словарь объясняет этот термин так: «изменение внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок (грима), пластических и постижерных (волосяных) наклеек, париков, специфических причесок и др. Слово «грим» от итальянского grimo означает «морщинистый», от Французского grime - «забавный старикан», а вот с древнегреческого языка это слово переводится как «морщина» - именно эта трактовка мне кажется более правильной. Морщина возникает на лице в ответ на разные эмоциональные состояния души, поэтому театральный термин «грим» обязан своим происхождением древнегреческому представлению о движении души. Это же слово обозначает специальные краски и участвует в обозначении создаваемого образа (грим старика, грим красавицы, грим злого карлика). Грим в переводе на английский - это make-up.



Немного истории
   На протяжении всей известной нам истории человек расписывал свое лицо. Раскопки и наскальные изображения подтверждают, что искусство грима относится к докультовой эпохе первобытного человека. Правда, главной целью этого «макияжа» была не красота и привлечение к своей особе внимания, а, пожалуй, наоборот -устрашение врагов и маскировка для удачи в охоте. Изначально, в первобытном обществе, макияж носил также ритуальный и функциональный характер. Он помогал осознать племенную принадлежность, разделить мир на «своих» и «чужих», выделить вождя, отметить воина, выразить себя и рассказать о своих намерениях соседям. Для этого в распоряжении туземцев, как установили археологи, имелось не менее 17 природных красок - все разновидности охры, белая краска из мела и черная из древесного угля, цветные глины, сок растений и т.д. По узору на теле безошибочно определялся статус человека.
   Со временем бытовые, трудовые, культовые обряды раскраски лица и тела сменились вполне осознанной модой и вполне определенным эталоном красоты. И если задать вопрос, когда появился макияж губ. археологи бы ответили, что уже в пластах ледникового периода они нашли конусообразные палочки красного цвета. Это помада доисторических красавиц. За 45 веков до нашей эры, у жителей берегов Нила, помада, тени и румяна были привычным атрибутом.
   Родиной косметики принято считать Древний Восток и есть основания полагать, что ее изобретателями были женщины. Это они тысячелетия назад сделали достоянием человечества семь заветных снадобий: хну, басму, румяна, белила, сурьму, золотую фольгу и галий (ароматическую смесь для изготовления мушек).

   Хной красили волосы, краской для ногтей (и волос тоже) служила басма. Сурьму получали, сжигая природный сернистый минерал, золу потом растирали в ступках. Полученный мелкий, блестящий черный порошок смешивали с маслом и хранили в красивых баночках. Обмакнув в сурьму палочку из слоновой кости или серебра, подкрашивали ею брови и ресницы, подводили веки. Подводка из сурьмы густого черного цвета увеличивала глаза, делала их яркими и блестящими, ставя, как и сегодня, акцент на самую выразительную деталь человеческого лица. В некоторых случаях макияж носил профилактический характер: например, подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра.

   Косметика и декоративные краски никогда не были безраздельной монополией женщин. С такой же энергией на протяжении многих столетий и по сегодняшний день гримируются, прихорашиваются, красят волосы и бороды мужчины.

   Принято считать, что ранние стадии гримерного искусства возникли на сценах древних театров по мере их развития, когда мимика актера стала главенствовать в театральных постановках. Это способствовало смешению чисто гримерных приемов с формами бытовой косметики, из которой были позаимствованы не только материалы, но и некоторые элементы, украшающие лицо. Прародительницей грима является сценическая маска, с изображением нескольких устойчивых эмоциональных выражений человеческого лица. Соответственно рисунку мимики на маске-образе актер исполнял роль героя, злодея, воина и т.д.

   С возникновением реалистического подхода к театральным постановкам стала появляться потребность в более конкретных рисунках грима тех или иных персонажей. Одним из первых, кто стал применять такие гримерные техники, стал Франсуа-Жозеф Тальма (1763-1826 гг.), французский актер, реформатор театрального искусства. Он же ввел использование на сцене портретных, исторических, национальных гримов.

   Не меньшим реформатором в искусстве грима является Яков Иванович Гремиславский (1864-1941 гг.), служивший в Москве, сначала в Малом театре, а затем во МХАТЕ, художником по гриму. По свидетельству К. С. Станиславского: «Якову Ивановичу Гремиславскому суждено было сыграть большую роль в театре и поставить свое искусство на ту высоту, которая заставила удивляться его работе Европу и Америку» (Станиславский К.С., «Моя жизнь в искусстве», 1948 г.). Он был первым художником-гримером, который на равных сотрудничал с главным режиссером и художником спектакля. Его работы стали эталоном реалистической школы грима.

   С появлением и развитием кинематографа требования к гримерным техникам стали быстро меняться. Многие приемы грима, в первоначальной стадии, кино позаимствовало у театра. В 20-30-е годы и даже в начале 40-х уже мы с вами можем наблюдать на киноэкране элементы театрального грима. Но бурное развитие киноиндустрии, появление цветной пленки в начале 50-х потребовало совершенно иного подхода к исполнению грима. Он должен был стать совершенно незаметным на лице актера и полностью имитировать естественность. Это повлекло за собой новые разработки технологий изготовления гримировальных красок, обладающих высокими качественными показателями, необходимыми для использования при съемках в кино.



Технические средства. Грим-материалы
Алла Чуря

   Если говорить о технических средствах, то они не очень изменились с давних времен: хорошо оборудованная стационарная гримерная с большими зеркалами и правильным освещением, удобные кресла с выдвигающимся подголовником и подъемником. Конечно, все более совершенное, эстетически привлекательное, но по сути то же, что и столетие назад. Сегодня никак не обойтись без марсельских щипцов, которые были изобретены не один век назад, а свою известность и наименование получили в конце XIX века по имени французского парикмахера Марселя Грато, который виртуозно владел ондуляцией (от фр. onde - «волна»). В создании «горячей волны» участвовали только расческа и щипцы. Мастер не прикасался руками к волосам клиента. Нагревали щипцы в специальных муфельных печках. Они и сегодня присутствуют в гримерном арсенале, только нагреваются при помощи электричества и имеют термостат. Щипцы для оформления мужских постижерных изделий (бород, усов и т.д.) более тонкие по размеру, с плавно суженными концами для захвата корня волос у самого монтюра. А вот аэрограф - изобретение сегодняшнего дня. Им удобно работать на больших плоскостях и объемах. Особенно он популярен у визажистов из области боди-арта. Оборудование и инструментарий для постижерских работ относится больше к профессии «гример-постижер», но художник по гриму должен ими также владеть.

   О грим-материалах я расскажу на примере немецкой марки Kryolan, так как она имеет самый широкий спектр продуктов и позиционируется как производитель профессиональных технических средств. История марки Kryolan берет начало в далеком 1945 году, когда химический эксперт в области косметики и большой театральный поклонник Арнольд Лангер начинает воплощать в жизнь свою давнюю мечту - производство профессиональной косметики и грима для театра. Эта идея и предопределила дальнейшие вехи развития компании Kryolan. Несмотря на сложное экономическое положение в послевоенной Германии, господину Лангеру удается, наладив производство товаров первой необходимости (кремов, лосьонов, зубной пасты), вернуться к своей давней мечте и начать выпускать профессиональную театральную косметику. Вот уже 65 лет компания Kryolan является одним из ведущих брендов по производству декоративной и профессиональной косметики. Ею пользуются профессионалы в теле-, кино- и fashion-индустрии, body и face art, в сценическом искусстве. KRYOLAN - професійна косметика Это говорит о качестве и диапазоне продукции, о ее соответствии специфике применения, о разнообразии применяемых материалов, которые полностью отвечают современным требованиям специалистов. Все грим-материалы можно поделить на несколько позиций. Самая первая и, пожалуй, основная - это тональные средства, к которым относятся: тон-основа (то, что мы сегодня называем на английский манер foundation), маскировочные средства, цветокорректоры и пудры. Эти продукты должны быть очень качественными, тонкими, эластичными, с отличной покрывающей способностью. Они играют основную роль в гриме. Ни одна работа по созданию образа не обходится без применения тональной основы, будь то нежное лицо ребенка или просмоленное солнцем и соленым ветром лицо пирата. Правильно подобранный по качеству, консистенции и цвету, он на 50% решает образ. Цвет кожи - это основная черта в характерных гримах, а к ним относятся национальные, острохарактерные, возрастные, исторические, пластические и т.д.

   Следующая позиция - это декоративные краски: все оттеняющие и корректирующие средства, тени, румяна, помады, тушь, различные карандаши, спецподводки, глиттеры и т.д. Ни один make-up не создается без этих материалов. Если они качественные, значит, долговечны в макияже, значит, не потекут от жары, слез и пота на съемочной площадке, не свернутся в хлопья в уголках рта, не соберутся в складках кожи на веках и под глазами, не превратятся в плотную штукатурку на коже, а гримеру не придется после каждого дубля заниматься поправкой и реставрацией. Именно этим отличается профессиональная косметика от обычной, для потребителя. Фирмы, выпускающие такую косметику, имеют свои лаборатории, где постоянно работают над поддержанием высокого качества продукции и разработкой новых формул, отвечающих современным требованиям и тенденциям.

Работы учеников А.А.Чури    Но самая интересная и привлекательная позиция - это профессиональные грим-материалы для спецэффектов. Это один из самых важных и увлекательных отделов гримерных работ, привлекающий неизменный интерес. К ним относятся работы по созданию всех травм от детских царапин до разлагающихся ран, создание портретных, исторических и возрастных гримов, в которых участвуют всевозможные пластические материалы, специализированные старящие и маскирующие пасты, пасты, с помощью которых создается небритость, средства, имитирующие различные виды крови, пота, гноя, специальные тональные средства для пластических накладок, спиртовые краски и желатиновые материалы для создания свежих ран, а также различные виды средств, с помощью которых воссоздают разные фактуры на лице, а их великое множество. Все перечисленные грим-материалы - это удел производителей, выпускающих профессиональную косметику. И чем качественнее изготовляется данная продукция, тем более правдоподобный эффект можно в итоге увидеть на киноэкране.





журнал «МАКИЯЖ» #2/12(17) 2012


Печать E-mail

Читать еще :





Глобалинфо портал