русский english
Наша страница на FaceBook  Instagram  Профессиональная школа-студия Аллы Чури  Twitter  Наше видео  Pinterest
Зона,свободная от Photoshop
(на Photoshop заведены только фоны. Все гримерные работы 100%-но авторские)
страницы:   1   ·   2
Средние века, Средневековье -
– так культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью (от II в. до н.э. до I-х веков христианства) и Новым Временем (примерно с ХV-го в.) Этот период охватывает более тысячелетия, с V до XVвв. Внутри тысячелетнего периода принято выделять три основных, это:
Раннее Средневековье – от начала эпохи до 900 или 1000 годов(до Х-ХI веков)
Высокое (Классическое) Средневековье – от Х-ХI примерно до ХIV века.
Позднее Средневековье – ХIV-ХV века.
Питер Брейгель Старший
1525-1569 гг.


Автопортрет с заказчиком
(«Художник и знаток»)
Питер Брегель.”Фламанские пословицы” 1559 г.Картинная Галерея, Берлин
«Раннее Средневековье» -
     - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это вторжение варваров(от лат. Barba-борода), которые уже со II в. н.э. постоянно совершали набеги на Римскую империю и селились на землях её провинции. Эти вторжения закончились в 476 г. падением Рима и начался не менее существенный процесс формирования на территории бывшей Римской империи новых государств, создававшиеся теми же варварами: многочисленные франкские, германские, готские и пр. племена были не такими уж дикими. У них имелись зачатки государственности. Они владели ремёслами, включая металлургию и земледелие, были организованны по принципу военной демократии. Становясь новыми западноевропейцами, они, как правило, принимали христианство, которое уже было государственной религией Римской империи. Христианство постепенно вытеснило все языческие верования.
     Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и пр. Образовалось Франкское государство, которое в момент своего расцвета занимало большую часть Европы. На Рождество 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада.
Карта империи Карла Великого,814



     Средневековое Общество было аграрным. Основа экономики – сельское хозяйство, в котором было занято подавляющее большинство населения. Труд, как в сельском хозяйстве, так и в др. отраслях был ручным, поэтому низко эффективным. Подавляющая часть населения Зап.Европы на протяжении всего Средневековья жила вне города, т. к. падение Римской империи разрушило многие античные города, которые играли роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни становится поместье феодала, способное защитить своих поселян от внешнего врага. Владение землёй создало чёткое деление населения на сословия и строгое соподчинение в соответствии с правами на землю.
Миниатюры братьев Лимбургов для „Великолепного часослова герцога Берийского” (1409-1416 гг)

      Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений.

История красоты.



     Трудно понять в точности какое место занимала женщина в семье и обществе в Раннем Средневековье – эпохе бесконечных разбойничьих войн, духовного оскудения, жестокости и охоты на ведьм. Без сомнения одно, она находилась в зависимом, подчинёном положении в том мужском, военном обществе, где существование постоянно находилось под угрозой. Христианство сделало очень мало для материального и морального статуса женщины; ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольского искушения именно она была наихудшим воплощением зла. «Муж есть глава жены», - сказал апостол Павел и христианство верило его словам и учило по ним жить.

     Средние века - не однозначное время, полное противоречий и загадок. Вместе м унижением и бесправием существовал культ «Прекрасной дамы», душераздирающие серенады под балконом, менестрели, трубадуры, состязания на турнирах, манускрип «Похвала женщинам» и любовная лирика, котороя дожила до наших дней и вызывает восхищение по прежднему.
     Этот отрезок времени средневековой эпохи называют «тёмным периодом» или «ледниковым периодом» в истории европейской культуры. Сегодня, когда научные исследования собрали огромный исторический материал обо всём средневековом тысячелетии, к «эпохе тьмы» относят свего 200-ти первых лет Раннего Средневековья: от смерти Юстиниана до начало правления Карла Великого.

Запрет на косметику.
Косметические сосуды, зеркала и инструменты красоты, V-XV в.в.
     Информации об использовании косметики в Средние века не очень много и она достаточно поверхностна. Источниками в основном являются иллюстрированные манускрипты,

ХЭЙ ЖАН, Предполагаемый портрет Мадлен Бургундской со святой Мадлен

«Только одна краска дарует щекам милость божью, угодный Господу румянец»,- так поучает Григорий Назианзин* против украшательства внешности.
литературные опусы поэтов с описанием красоты героини, археологические находки в погребальных курганах и т.д. Но вместе с тем хорошо известны инструменты, сосуды и косметические средства, которые хранились определённым способом, использовались определённым способом, что и даёт возможность весьма точно определить уровень развития медицины, гигиены и самоукрашательсва.
     С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей. Считалось, что применение снадобий по сохранению красоты и молодости, приводит к истинному богохультву, ибо искажает творение господа. Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержащиеся в наставлениях отцов церкви (III-Vвв.н.э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовению, притираниям и краскам. В обществе возникло предубеждение против процедур, связанных с гигиеной тела. Грех прародительницы Евы на протяжении длительного времени лежал тяжким бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм. Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, которая стремилась наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах.

Эстетический идеал красоты. Прекрасна как Мадонна.
     Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека — аскета,


отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины Для Раннего Средневековья характерен идеал непорочности, святости. Очень бледная кожа, удлинённый овал лица, как на иконах, золотистые вьющиеся волосы, большие голубые глаза, маленький рот – ангельская внешность. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела.
      И вместе с тем существовал определённый эталон - высокий, выбритый лоб – обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы по краевой линии накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, признанные воспрепятствовать росту волос: кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты, золу, предварительно вымоченную в уксусе.
     Впечатления длинной, стройной шеи пытались достигнуть с помощь подбритого у основания затылка.
     Волосы у красавицы должны быть непременно светлые, белокурые или рыжие. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями и жемчугом, а сверху накидывали прозрачные вуали, иногда увенчанные маленькими шапочками, отороченными дорогими мехами или расшитыми драгоценными камнями. Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, включающим истолчённые крылышки пчёл и шпанской мушки, орехи и пепел от сожжённых ежёвых иголок. Распущенными, волосы носили только только до савдьбы, потом их заплетали в косы. Позже, по требованию церкви, женщины стали их прятать под головной убор, который символизировал подчинённость жены мужу, ибо только законный супруг мог видеть её с непокрытой головой.


Курсовую работу на тему «Средневековье. Девушка в зелёном» выполнила
студентка 3-го курса гримёрного отделения ПШ-С Стефания Заикина.









см. описание гримерных работ »»

Западноевропейский костюм эпохи Раннего Средневековья.

На фронтисписе книги гравюра Иоста Аммана «Портной» из книги «Описание всех искусств, ремёсел, торговли… всего мира. XVIв. Германия.
     Основными источниками формирования костюма в этот период были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи. Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей. В первую очередь в его основе лежал крой и стремление к обозначению линий и форм тела в отличии от драпировок античных костюмов. Первоначальный костюм варваров был близок к древнеперсидскому. Именно он лёг в основу развития европейского костюма. «Обрюченный народ» - так отзывался Цицерон* о варварах. Однако этот «варварский» элемент знаменовал собой разделение одежды на мужскую и женскую. Уже в V- VI вв. в мужской одежде упоминаются короткие или длинные штаны разных цветов. Их дополняла короткая туника. Все эти элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой, как для среднеевропейского, так и для восточного костюма.

     Каноны идеального строения тела были весьма расплывчаты в средние века. Людей тогда заботил вид только того, что было доступно взору. И всё же женщине предписывалось быть стройной, иметь тонкую талию, узкие бёдра, изящно изогнутый стан и круглый, выпуклый живот, который дополнял картину.
Библейский царь Давид. Миниатюра из Псалтыря Ауреум, IX в. Швейцария, Сан Галле
«Вивьен. Аббат Сен Мартен де тур с монахами подносит библию королю Кару Лысому» Миниатюра.Париж. Нац. библиотека
Костюм знатной германской дамы,Рисунок пером, 1080. Монастырь св. Петра в Зальцбурге
     В первые века после падения Западной Римской Империи (476г.) одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело, а натуральное хозяйство феодального общества удовлетворяло неприхотливые потребности жителей. Всё это приводит к замедлению развития культуры. Жестокие междоусобные войны сменяются временными затишьями, что очень важно для крестьян. Всё это порождает, характерный для средневековья, страх новизны, желание сохранить всё без перемен. В такой обстановке складывался быт и костюм.
     Женская одежда в то время состояла из двух (в холодное время года - из нескольких) платьев – длинных и широких, с удлинёнными рукавами. Рукава нижнего платья были уже, прикрывали запястья. Широкий верхний рукав позволял хорошо видеть нижний. Поверх платья носили широкую четырёхугольную накидку, которую закрепляли брошью. Вырез горловины был таким широким, что платье надевалось через голову. Обычно платье имело спереди длинный разрез, который также закалывали брошью. Мужской костюм состоял из штанов разной длины – римляне называли их «брэ», довольно короткой рубахи-туники и небольшого плаща «сагума» из шерстяной ткани или меха. Обувь шили из кожи, типа «постол» или мягких башмаков. Одежда и мужская, и женская шилась из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе. По всей видимости она была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они стали знаком привилегированного положения. Их могли носить только знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным.


Украшения.
     Эпоха переселения народов характеризуется как эпоха беспорядков и неразберихи, длящихся несколько столетий; эта эпоха не создала единого стиля ни в искусстве, ни в одежде. Скорее всего её можно характеризовать как «конфликт» нескольких стилевых течений, которые взаимно переплетались и влияли друг на друга. Дополнения к одежде этого периода сохранились только в виде мелких художественных изделий, которые служили украшением одежды, как гражданской, так и военной. Это, главным образом, драгоценности, свидетельствующие о том, что и в те времена понимали, что такое красивая одежда и украшения, любили ювелирные изделия и сложные орнаменты.


     Фибулы, запонки, пряжки и драгоценности в виде кругов или стилизованных голов животных, безусловно, являются наиболее выразительным свидетельством культуры той эпохи. Они были прекрасно технически обработаны, т. к. являли собой продолжение позднеантичного искусства гравировки, гранения и обработки драгоценных камней. Эта эпоха обогатила ювелирное искусство новой техникой стеклянной инкрустации (эмаль) и использовала все виды ювелирной техники одновременно.


     Наряду с этими роскошными драгоценностями, которые были найдены, в основном, в ломбардских гробницах, всю Европу в то время охватила мода и на более простые бронзовые украшения со сложно переплетенным орнаментом, которые можно рассматривать как продолжение культуры бронзового века. Эти мелкие предметы, вероятно, ежедневного пользования, являются как бы народным искусством эпохи переселения народов, и их можно считать посредником между античным искусством и искусством германцев, а также одним из источников европейского романского искусства.


.Григорий Назианзин - один из Отцов и Учителей церкви сформировавших христианское мировоззрение.

.Цицерон, Марк Тулий (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.) — римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.



Использованная литература и ссылки по теме:

 -  Жак Ле Гофф "Цивилизация Средневекового Запада"
 -  А.А.Радугин "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"
 -  Н.М.Каминская "Костюм эпохи Возрождения"
 -  Р.В.Захаржевская "Возрождение"
 -  В.Брун,М.Тильке "Итальянское раннее Возрождение 1420-1490 г.г."
 -  Richard Corson "Fashions in Makeup from ancient to modern times"
 -  Каминская Н. М. "История костюма"
 -  Доминик Паке "История красоты"
 -  Мерцалова М. "Костюм разных времен и народов"
 -  Мода поздней Римской империи и периода переселения народов  »»»

Читать еще :


Глобалинфо портал