Алла Архиповна Чуря, дипломированный художник-гример высшей категории, автор и ведущая известных телевизионных женских программ раскрывает для читателей журнала «Макияж» профессиональные секреты гримеров. Алла Архиповна семь лет была бессменным председателем жюри по декоративной косметике во Всеукраинском чемпионате парикмахерского искусства «Чарівнв зачіска»; отработала 30 лет в большом кино, в том числе и в Голливуде, в ее арсенале более 50 художественных полнометражных фильмов.
|
Арт-макияж. Что это?
Воображение — особая форма человеческой психики, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Что мы называем словом «арт-макияж»? Особые фантазии? Стилистические направления, число которых бесконечно, или нечто необычное, бросающееся в глаза и сразу запоминающееся? В английском Art — «искусство», а вот это уже ближе и понятнее: авторская работа, самовыражение собственного я, всплеск художественного индивидуализма, попытка реализации своих фантазий через определенный художественный прием. Я бы определила этот вид изобразительных работ как «искусство для посвященных». Не каждый может его понимать, а тем более создавать. Беспомощная фраза «...а я так вижу», которую я часто слышу от своих молодых коллег, совсем не характеризует большой талант, интеллект и творческий багаж, потому что «Арт» хоть и не подчиняется никаким правилам и стереотипам, но является авторским эмоциональным посланием с обратной связью, которая должна, и это закон в искусстве, вызывать эстетическую реакцию у зрителей. С помощью выбранного ритма, цвета, контраста, равновесия и пространства «Арт» может выражать простоту или сложность, новизну или привычность, двусмысленность, парадоксальность и так далее, но всегда это должно быть цельное произведение, не вопиющее своей отдельностью от общего гармонического единства образа. По своему духу арт-макияж вполне сравним с образной или фантазийной живописью определенного стилевого направления и полностью зависит от воображения исполнителя. Отец советского боди-арта Днатолий Брусиловский, один из ведущих российских книжных графиков, художник-постановщик многих мосфильмовских кинолент, автор первого клипа Дллы Пугачевой, сказал о рисунках на человеческом теле так: «...Арт — это картина, образ, произведение, исполненное на теле живого человека. Только тогда, когда есть художественная задача, рождается Искусство, а иначе это не Арт...».
Поиск изобразительного решения. Пуантилизм.
От фр. Pointillisme, буквально «точечность», др. название пуантилизма — дивизи-онизм (от лат. divisio — «разделение», «дробление»). — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Основателем течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма) является Жорж Пьер Сёра (Seurat Georges) (1859—1891), французский живописец и график.
Изобразительный ключ любого произведения — это художественный прием или определенная техника исполнения, которая позволяет передать многообразие смысла и цветовые ощущения художественной фантазии или визуальной загадки, которую мы называем «Арт», неважно, это боди-арт, фейс-арт или пейтинг вообще. Каждому из этих направлений свойственны свои особенности. Для фейс-арта — это детальная проработка всего рисунка, его линий и форм. Образ, поданный с помощью избранного художественного приема, утрачивает свою реальность и конкретность, становится отвлеченным и загадочным. Именно эту цель мы преследовали, выбрав технику пуантилизма для воссоздания образа инопланетянинка Аэлиты из одноименного фантастического романа Алексея Толстого (в 1924 г. режиссер Яков Протазанов снял знаменитый немой фильм «Аэлита», в главной роли которого снялась актриса и режиссер Юлия Солнцева, жена Александра Довженко). Точечная техника дала изобразительную элегантность, графичность и отточенность, превращая лицо модели в нереальный, фантастический лик. Она помогла сохранить «несмешанность» и акварельную чистоту цвета, его пастельность, плавность линий и объемов. Серебряный и золотой цвета дали сдержанные блики, подчеркнув нереальность образа и придав ему необходимый налет эстетики и художественности.
Художественность — цветовая гармония и колорит
Эти понятия являются основополагающими в области живописи и в равной мере относятся к художественному направлению «Арт» в макияже. В эпоху греко-римской античности философы создавали целые трактаты, посвященные философским раздумьям, что такое цвет. Они соотносили его с главными земными стихиями. Воздух, огонь, земля и вода — белый, красный, желтый и черный. Но самое главное в этих учениях — понятие гармонии. Термин «гармония» происходит от греческого слова патіопіа, что означает «созвучие, согласие, противоположность хаосу». Античная цветовая эстетика стала для всего европейского искусства основополагающей и означала принцип высшего, «божественного» порядка, т. е. соразмерность, пропорции и соотношения. Любое художественное произведение, относящееся к направлению «Арт» и построенное по гармоническому принципу, легко воспринимается, поддается логическому объяснению. Понятие «колорит» неотъемлемо от понятия «гармония». Colour в переводе с англ. — «цвет», соответственно, колорит можно понимать как цвет, цветовую гамму. Он является важнейшим компонентом художественного образа и обозначает единство цветовой тональности произведения. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Колорит участвует в создании настроения образа, помогает художнику передать общее выражение произведения, грустное или тревожное, грозное — темное, светлое — ангельское. Учебная программа в нашей школе включает тему «Дьявол-ангел», т. е. на лице одной модели, поочередно, нужно создать два образа: дьявольскую красоту и ангельскую. Вот здесь обязательно участвует общий колорит создаваемого грима. Чувство колорита — очень ценный дар. Не каждому он дан природой, но его можно развить, если четко понимать, что это.
Цветовая гармония и колорит в художественном произведении — это согласованность цветов между собой, их равновесие и созвучие. И хотя в современном понимании гармония суть весьма субъективная, никто не отменял основных правил цветовой гармонии и колорита. Эти общие закономерности применяются во всех видах искусства — от живописи до художественных работ в гриме.
Успешный результат — синтез трех профессий
Очень часто процесс создания такого трудоемкого проекта требует коллективного творчества и кропотливого труда. Но помимо художников, создателей образа, важна работа фотографа и модели. Модель должна быть типажно характерной для избранной темы, артистичной, пластичной, умеющей вживаться в роль, интерпретировать ее, чувствовать жест и позу, а главное — иметь вселенское терпение, чтобы выдержать, почти не двигаясь, восемь часов тяжелейшей работы, а затем встать в кадр и выдать то, что от нее требуется. Фотографу нужно четко понимать, что он создает статичную картинку, которая, тем не менее, должна нести смысловую нагрузку и динамику изображения. В его арсенале мощнейший инструмент — освещение. Свет — это средство выразительности, формообразования, гармонизации — тех составляющих, из которых создается изображение. Фотограф — это художник, который поддерживает и дополняет, придает объем и подчеркивает задуманный смысл авторского образа. Свет, кадрирование, выбор фона и ракурса, последующая компьютерная обработка — все это великие возможности в руках у мастера.
Новое время рождает новые символы, уже давно фейс-арт применяют при создании обложек журналов. Это художественное направление рождает образ, несущий многослойное, зашифрованное послание, многогранное и многостороннее, дающее каждому увидеть и вообразить то, что находится в его душе.
Описание гримерных работ с пластическими деталями.
Каждой исполнительской работе предшествует идея. Небольшой блестящий шарик, нарисованный на лбу модели, родил тему марсианки Аэлиты, тема потянула за собой обширный объем сложных гримерных работ и в первую очередь использование пластики. Лысая, обсолютно идеальной формы голова космической жительницы и выбранный художественный прием исполнения заняли две недели поисков и уточнений.
Первый шаг в этом гриме — исполнение всех моделирующих работ на лице модели. Шапочки из латекса (профессиональное название «монтюр») имеют несколько размеров и подбираются по размеру головы модели. Форма краевой линия роста волос является образцом для кроя их формы. Кромку монтюра следует клеить на неподвижную часть лба, там, где заканчиваются его мимические функции. Практика европейских мастеров несколько иная, они рекомендуют накладывать начало монтюра на середину лба. Конечно, это облегчает задачу, но я считаю, что это неправильно, т. к. скрывает живую мимику человеческого лица, где лоб активно участвует в создании различных мимических выражений. Особенно это неприемлемо для кино и никогда эти методы не использовались в нашей отечественной практике. Последующий шаг — это заделка кромки монтюра специализированными материалами, которые маскируют переход лба модели в пластическую деталь, образуя единое целое. Дальше производится подбор тональных средств по цвету и качеству, чтобы создать иллюзию натуральной лысой головы. Приклеивание затылочной части монтюра следует оставить на самый последний момент перед съемкой. Самое уязвимое место в работе с пластической лысиной — это нижняя часть затылка и шея, которые являются очень подвижным местом, где никакие клеющие материалы практически не работают. Все уклейки быстро отходят, поэтому следует очень внимательно следить за актером на съемочной площадке. Европейские мастера не отрезают монтюр на затылке, а опускают его за ворот костюма, но и это не выход, т. к. при любом повороте головы образуются грубые складки на пластике. Я считаю, что облегчать себе труд в ущерб качеству никогда не стоит. Работа с пластическим гримом требует усердия и трудолюбия, а отличный результат окупает все затраченные усилия и время.
Очень хочется пожелать своим коллегам-художникам, людям, увлеченным красками, чтобы все у них получалось, чтобы их эмоциональное авторское послание достигало цели, а творчество сопутствовало всегда.
журнал «МАКИЯЖ» #4/12(19) 2012
|
|