« Моё настоящее имя Марлен Дитрих. Это не псевдоним, как часто утверждают.» Это действительно не псевдоним, хотя в школьные годы её звали Мари Магдалена фон Лош. Фамилию отчима, офицера гренадёрского полка Эдуарда фон Лоша, она получила после удочерения. Марлен считала его отцом. Главным человеком в жизни Марлен (составное имя из её двух подлинных) была мать, которая на всю жизнь оставалась примером для дочери, унаследовавшей многие из материнских качеств.
Sister Elisabeth, Mother Josefine, Father Louis Otto and Marlene Dietrich
Berlin 1906
По окончании школы в Берлине мать отправила 18-тилетнюю Марлен в школу-интернат в Веймаре.Там она брала уроки игры на скрипке. Жизнь в школе была полна музыки. Ученицы посещали оперу, концерты, драмтеатр, библиотеки. За веймарской школой последовала учёба в берлинской музыкальной академии. «Упражнения по 8 часов в день доводили меня и моих соучениц до полного изнеможения», - вспоминала Дитрих. Но благодаря этому, она получила навыки жёсткой дисциплины и привычку к ежедневному упорному труду.
Берлинская театральная школа выдающегося театрального актёра и режиссёра Макса Рейнхардта , стала для Марлен и её сокурсниц спасительным островом в в Германии 20-х годов, охваченной экономическим кризисом. Двадцатилетняя студентка мечтала о о ролях в профессиональном театре. Она пробуется на роли роковых женщин в мелодраме и комедии и проходит. Марлен настолько ещё наивна, что эти сомнительные пьесы ей нравятся, нравится и то, что её внешность, глаза «с тяжёлыми веками, исполненными порока» годятся на эти роли. На заре карьеры, она сыграла свою первую кинороль в фильме «Трагедия любви» (1922г.) Там она впервые продемонстрировала свою импозантность, которая позже станет одним из главных козырей в её образах. Там же, на съёмках, которые длились три дня, Марлен смертельно влюбилась в режиссёра Рудольфа Зибера . Через год благопристойных отношений, они поженились. В 1924 году у них родилась дочь, которую по обоюдному согласию назвали Марией.
На седьмом году карьеры на неё обратил внимание сценарист и режиссёр Джозеф фон Штернберг. Навряд ли будущая звезда предвидела, что приглашение на ужин откроет для неё перспективу немыслимой артистической славы.
Джозеф фон Штернберг приехал на немецкую киностудию УФА в 1930 году, чтобы начать снимать фильм «Голубой ангел» с Эмилем Яннингсоном в главной роли. В роли вульгарной и очень красивой певички Лолы-Лолы он видел только Марлен Дитрих. Никакие капризные пожелания Эмиля наcчёт другой актрисы Штернберг не признавал. Актрисе несказанно повезло, она попала в руки мастера, который в совершенстве владел своей профессией. В момент их встречи фон Штернберг был уже известным профессионалом, а Марлен малоизвестной, не очень удачливой и не очень красивой актрисой. Джозеф сотворил из неё ту Марлен Дитрих, которую знает мир. На съёмках «Голубого ангела», под руководством фон Штернберг, Марлен со страстью и наслаждением создавала образ, который станет шедевром в истории кино. Штернберг и Марлен Дитрих кадр из фильма “Голубой Ангел” год Афиша к кинофильму “Голубой Ангел” год
Студия «Парамаунт» заметла Марлен Дитрих ещё во время съёмок «Голубого ангела» и предложила ей контракт, на который она согласилась. Америка ещё долго будет удивлять её и она не сразу привыкнет к особенностям этой богатой и обаятельной страны. Но позже полюбит её всем сердцем. В Голливуде Дитрих предстоит пережить невероятные профессиональные трудности и чудовищный страх за пятилетнюю дочь, которую грозились украсть. И всё же – главным станут годы наполненные творчеством и любовью. В Голливуде, начиная с фильма «Марокко» (1930г), фон Штернберг будет ваять Образ Дитрих, который стал легендой. Её лицо со знаменитыми впалыми щеками он создавал с помощь верхнего света, что придавало невероятную изысканность и гламурность, одновременно скрывая высокие и широковатые скулы. Она похудела и обрела стройность, позволявшей с шиком носить любые костюмы. Моду на брюки, мужские костюмы, береты и фраки ввела именно она. «Благодаря фон Штернбергу я стала «glamour», - утверждает актриса. «Это слово ни в одном словаре не имеет правильного объяснения. Я и сама не в силах объяснить его. Романтический ореол, очарование».
На волне успеха первых картин режиссёр и актриса создали ещё несколько фильмов. Венцом их творческого союза стал фильм «Дьявол – это женщина»(1935г.). После него фон Штернберг заявил: «Я и мисс Дитрих осуществили всё, что было возможно. Час расставания пробил». Но расставшись с Дитрих Фон Штернберг проиграл. Все его лучшие фильмы были в прошлом. У неё же ещё многое было впереди.
Марлен перевезла дочь в Голливуд, а муж остался в Европе, только иногда наезжая в Америку. Их брак уже давно стал чистой формальностью.Почти сразу после разлуки с фон Штернберг. Марлен понакомилась с писателем Эрихом Марией Ремарком , которого давно боготворила, как писателя. Через два года вспыхнул их роман. Она уехала в Париж вместе с ним, но в 1938 году, когда нацисты сжигали его книги, Марлен уговорила Ремарка уехать в Америку.
В начале второй мировой войны Дитрих помогала многим европейским деятелям кинематографа: одним оплачивала уроки английского, других пристраивала на работу, третьих просто подкармливала в своём доме. Среди этих подопечных оказался и Жан Габен , эмигрировавший в США. Он стал самой большой любовью Марлен Дитрих. Имея возможность работать в Голливуде, Габен вернулся в Европу и отправился на фронт. В 1943г. туда же отправилась Марлен. До конца войны она работала в концертных бригадах, выступая в госпиталях и на передовой. Сотни раз она могла быть убита, перенесла тяжёлое воспаление лёгких, обморозила руки и ноги, страдала от вшей, как обычный рядовой солдат. А однажды встретила своего любимого Габена, узнав его среди танкистов. Минутная встреча с любовью и опять в войну.
Вернувшись с войны, Марлен, как и многие фронтовики, переживала тяжёлую адаптацию. Её любовь ко второй родине сильно поубавилась и она решила вернуться во Франию, к Габену. Они вместе снялись в фильме «Мартен Руманьяк» (1946г.). В Париже она была счастлива. Общалась с цветом парижской интелегенции: Жераром Филиппом , Жаном Маре , Жаком Превером , Эдит Пиаф , Жаном Кокто , но Жан Габен требовал определённости: либо брак, либо полный разрыв. Замуж она не спешила, уверенная, что Жан всё равно останется с ней. Их роман длился ещё несколько лет, постепенно угасая. Не всё складывалось хорошо в работе у Дитрих. Габен, пережив короткое забвение, очень быстро вернул себе звание лучшего актёра Франции, а сорокапятилетней Марлен, было намного сложнее. Тем не менее, она ещё не один раз блестяще сыграла в фильмах, ставших со временем классикой. Но прежней удовлетворённости работой не было. Габен разорвал с ней отношения, женившись на молоденькой актрисе Доминик Фурье, с которой прожил в счастливом браке более двадцати лет, воспитав троих детей. Однако Марлен не хотела считаться с очевидным и считала себя его единственной настоящей любовью.
Последнюю свою любовь Марлен встретила, когда ей было за пятьдесят. К тому времени она ушла из кино. Найдя себя в эстраде, актриса в 1953году, с сенсационным успехом занималась концертной деятельностью, исполняя песни из своих фильмов. Аранжировку сделал молодой американский композитор Берт Бакарак. Марлен блистала в немыслимо элегантных туалетах от Диора, подчёркивающих изящество её фигуры и красоту легендарных ног. Никто бы не сказал, что Дитрих и её возлюбленного, разделяет разница в тридцать лет. После десятилетней связи и совместного триумфального мирового турне Берт объявил Марлен, что намерен жениться на юной актрисе Энджи Дикенсон.
В 1975 году, на концерте в Сиднее, Марлен Дитрих упала за кулисами, споткнувшись о кабель и сломала бедро. Её отвезли в клинику, концерт отменили, извинившись перед публикой. Все дальнейшие концерты отменила судьба. Больше на сцене Марлен Дитрих не появилась. Лишь один раз, 1978году, она снялась в фильме «Прекрасный жиголо-бедный жиголо». В свои 77 лет Марлен Дитрих оставалась такой же загадочной и прекрасной – с экрана мерцало через вуаль её удивительное лицо со светлыми глазами и алым ртом. Дитрих попращалась с кино и своими зрителями – старыми и молодыми, - любившими её как и тридцать, и сорок ле назад.
Последние двадцать лет Марлен провела затворницей в своей парижской квартире, передвигаясь в инвалидной коляске. Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года. Германия, Франция и Америка оспаривали право похоронить её в своей земле. Согласно завещанию, Марлен похоронили в Берлине рядом с матерью. Отпевали легенду по имени Марлен Дитрих в Париже, гроб был накрыт американским флагом Могила Марлен Дитрих. Берлин, 1997 год
Использованная литература и ссылки по теме:
- Журнал "ЛИЧНОСТИ" №16/2008
Видеоматериалы:
- Отрывок из х/ф "Голубой ангел"
- Отрывок из х/ф "Марокко" - Легенды мирового кино (Марлен Дитрих) часть 1 - Легенды мирового кино (Марлен Дитрих) часть 2 - Легенды мирового кино (Марлен Дитрих) часть 3 - Леонид Млечин. Документальный фильм "Возвращение невозможно".Часть 1 - Леонид Млечин. Документальный фильм "Возвращение невозможно".Часть 2 - Леонид Млечин. Документальный фильм "Возвращение невозможно".Часть 3 |
Читать еще : |
---|