русский english
Наша страница на FaceBook  Instagram  Twitter  Наше видео  Pinterest
Зона,свободная от Photoshop
(на Photoshop заведены только фоны. Все гримерные работы 100%-но авторские)
страницы:   1   ·   2   ·   3
      Франциска́нцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден. Орден был основан мирянином Франциском Ассизским, который был рьяным последователем католической веры и считал, что сражаться следует, прежде всего, с грехом внутри себя. С 1208 г. он начал носить коричневую хлопчатобумажную монашескую рясу, подпоясанную веревкой, и сандалии на босу ногу. В этот же год считается годом основанием ордена в местности близ города Сполето.
      В некотором смысле Франциск был человеком изменившим устоявшиеся стереотипы монашеской жизни. Он углубил идею бедности и из отрицательного признака отречения от мира возвел её в положительный жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру Христа. Обычное облачение монаха-францисканца состояло из шаперона, манто из грубого сукна, а также пояса из веревки с тремя узлами. Изначально одежда францисканца кроилась в форме креста. На изображениях святого Франциска мы видим обычную одежду францисканцев — робу и веревочный пояс.
Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако Франсиско де Сурбаран, Святой Франциск, 1658. Старая пинакотека, Мюнхен Святой Франциск Ассизский (сзади св.Доминик)
      В результате ширящейся реакции на общий упадок монашеских орденов в 14 в. францисканский орден разделился на три самостоятельные ветви. В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья». В настоящее время они носят плащ без рукавов или накидку (зимой) и либо коричневую (минориты и капуцины), либо черную (конвентуалы) власяницу с капюшоном, подпоясанную веревкой, к которой подвешен розарий.
      Цвет одежды францисканцев в более поздние времена стал серым, но изначально он был коричневатым. Одна из важных деталей воспроизведения одежды францисканца — весьма бедный внешний вид. Материал желательно брать грубый, напоминающий мешковину, роба должна быть потертой, чтобы передать связь с одним из ключевых образов францисканской традиции — Мадонной Бедностью.
Символика фрацисканцев
      Герб. Представляет собой две скрещенные руки: одна из них, обнаженная, принадлежит Христу, а другая, одетая в хабит, - Франциску. Этот символ выражает идею и цель францисканской духовности: подражание Христу, которое должно быть постоянным и длиться всю жизнь. Часто в нижней части герба помещается девиз: "Мир и добро".
   Девиз. "Pax et Bonum" - этот девиз обязяан своим существованием святому Франциску.Во францисканской традиции этот девиз выражает основную апостольскую задачу: жизнью и словом провозглашать Евангелие, которое является источником мира и добра.
      Символ "Тау"- буква в древнееврейском и греческом алфавитах. По преданию, на IV Латеранском соборе Папа Иннокентий III сказал: "Тау - это последняя буква еврейского алфавита, а его форма в точности соответствует кресту на Голгофе, к которому еще не была прибита табличка Пилата. Те, кто будут носить "Тау" - знак покаяния и обновления во Христе - удостоятся милосердия".
      Крест св. Дамиана -символизирует францисканскую миссию духовного обновления Церкви.Крест св. Дамиана является также иконой.
      Веревка. Францисканцы опоясываются белой веревкой с тремя узлами, которые символизируют три обета: послушания, целомудрия и бедности, - как знак всецело посвящения себя Богу.
Затягивающийся узел.(Узел Францисканцев)
Такими узлами пользовались монахи францисканцы, завязывая их на концах поясных верёвок для утяжеления.
Костюм представителей религиозных орденов
      На протяжении Средних веков и эпохи Ренессанса европейский костюм претерпел множество изменений, особенно начиная с XV века, когда появляется мода. Однако были и есть виды костюма, которые по сравнению с остальными претерпели лишь относительно небольшое изменение. Прежде всего это относится к костюму монахов. Это одна из самых ярких и сложных страниц истории моды, хотя сами монахи всегда подчеркивали свою волю к неизменности, независимости от настроений времени, свою скрупулезную верность той одежде, какую завещал носить основатель ордена, приверженность к этой однообразной одежде-униформе, а также желание соответствовать требованиям жизни с идеалами бедности, простоты и строгости, подчинения тела духу. Для примера возьмем сборник обычаев Эйнсхема. Сначала описывается, какой должна быть жизнь монаха — "всегда воспламененной любовью к Богу", преображенной, по словам Иисуса Христа, в "обитель Царствия Небесного"; затем подчеркивается, что одеяние и тонзура должны постоянно напоминать монаху о его целях в жизни. "Вот почему монах носит дешевые, темные одежды, дабы показать, что он сам смотрит на себя как на последнего грешника. Он одет с головы до ног и тем самым учит себя соблюдать заповеди с самого начала и до самого конца своей жизни". И далее в том же духе.
      С уверенностью можно сказать одно - история костюма монахов религиозных орденов, как и одеяния клира в целом, начиналась одинаково — с одежды обычного горожанина. В раннем средневековье одежда как мужчин, так и женщин была схожа по крою и выглядела весьма схоже. Обратимся, например, к одежде горожанина XIII века. На приведенной внизу иллюстрации мы видим две туники — мужскую и женскую.
      В общем, как можно заметить, в этом веке преобладает крой с простыми геометрическими линиями. Не вдаваясь в подробности костюма горожанина, так как это является отдельной большой темой, можно отметить, что разница заключалась, в основном, в длине туники и крое рукава. Позднее постепенно мужской и женский костюмы будут приобретать все больше отличительных черт, что вполне отчетливо видно уже на некоторых гравюрах середины и конца XIV века.
      В средние века люди очень четко придерживались определенных правил в одежде. В отношении этого вопроса существовала явная регламентация, которую нормальному человеку следовало соблюдать. Вообще, не соблюдение правил в том или ином вопросе встречалось крайне неблагожелательно. Монахи также не были исключением, и регламентацию их костюма можно найти, например, в следующем отрывке из Элио: «Монахам выдаются… две нижние рубашки из белой ткани, туника из серого буре, такого же цвета пелерина с прикрепляющимся к ней капюшоном и манто». Цвет одежды варьировался в зависимости от ордена, но так как монахи использовали натуральные ткани, цветовая гамма ограничивалась несколькими цветами. Изначально цвет монашеской одежды был коричневым, позднее его сменил черный, который нес в себе также и символический смысл. Черный цвет становился все более предпочтительным, хотя в некоторых странах монахи продолжали носить одежу коричневых цветов, но это скорее было связанно с дефицитом ткани и общей бедностью монашеских орденов. Также широко использовались белые и серый цвета. Вариативность цвета стала возможной лишь после некоторого ослабления строгости монашеских уставов, так как некрашеная шерсть была одним из пунктов, относящихся к монашескому обету бедности. Кроме того, окраска ткани связывалось со своего рода обманом, введением в заблуждение. Тем не менее, в некоторых монастырях, как,например, в Сен-Васт в Аррасе, одежды разных цветов означали различия в статусе — аббат, диакон, священник, монах или новиция.
      Что касается обуви, то монахи некоторых орденов ходили босыми, хотя в комплект носимых ими вещей могли входить сандалии, другие же не пренебрегали этим одним из немногих удобств. Зимой монахи часто носили так называемые patina, представляющие собой обувь на деревянной подошве утыканную гвоздями, хотя, например, устав 1259 года запрещал каноникам Ахена заходить в такой обуви в церковь «во избежание стука» подошв. Монахам предписывалось ходить только в черной обуви, тогда как горожане могли даже носить туфли разного цвета, подбирая к ним шоссы из двух разноцветных половинок. У монахов же шоссы делались из грубой шерсти, белой или серой. В холодное время года носили длинные шоссы, которые подвязывались к поясу, в то время как летом использовались более короткие, закрепляющиеся подвязками под коленями. Также монахи не могли носить слишком узкую обувь, так как, по словам одного из авторов той эпохи, «ноги в узких ботинках есть признак греховности, от коей проистекают низменные поступки». В XVI веке был проведен ряд реформ с целью придать уставам большую строгость. Одним из признаков чего стало появление «босоногих» монахов.
      Если говорить о нижним белье, то его наличие или отсутствие зависело от ордена. В некоторых нижнюю одежду из грубой шерсти или власяницу из конского волоса или из поросячьей щетины одевали прямо на голое тело. В других же носили шерстяную сорочку, шершавую и колючую на ощупь. Многие сборники обычаев запрещали носить какую бы то ни было рубашку вообще — будь то из шерсти или из полотна. Подчеркивая аскетизм некоторых уэльских монахов, говорили, что они отказывают себе в мясе, женщинах, лошади и… нательном белье. Отказ носить сорочку рассматривался как акт умерщвления плоти. Но несмотря на это со временем правила стали мягче, и в обиход вошли льняные рубахи.
Использованная литература и ссылки по теме:

 -  Лео Мулен. «Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХVвв.)
 -  Францисканский хабит  »»»
 -  МОНАШЕСКИЕ И РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА  »»»
 -  Францисканский портал  »»»
<

Читать еще :