русский english
Наша страница на FaceBook  Instagram  Twitter  Наше видео  Pinterest
Зона,свободная от Photoshop
(на Photoshop заведены только фоны. Все гримерные работы 100%-но авторские)

страницы:  1  •  2  •  3  •  4  •  5
      Гигена. Трудно сказать, когда человек осознано понял, что вода это средство, избавляющее от грязи, а следовательно от инфекций и болезней. Но когда на помощь воде пришло мыло, мы знаем только приблизительно. Древнеримский историк и писатель Плиний сообщает, что в его время (I век н. э.) мыло уже было хорошо известно и производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. К мысли вводить в мыло ароматические добавки пришли значительно позже и можно только себе представить, как пахло древнеримское мыло! По всей видимости это одна из причин активного использования всевозможных ароматических масел, смесей, мазей, притираний и духов, которыми пользовались и мужчины, и женщины.
      Зато в отношении комфорта купания в ванных комнатах римляне опережали даже нашу эпоху. Судя по системе труб, найденной при раскопках вилл богатых горожан, в их дома подавалась не только горячая и холодная, но еще и теплая вода. Иногда имелись даже специальные ванные комнаты для купания в холодной и в горячей воде. Трубы к этим ваннам шли от общественных бань, какими пользовались люди победнее. Во времена Республики гигиена относилась к частной сфере жизни. По мере завоеваний и обогащения в городах начали строить уже не скромные бани, а всё более роскошные термы.
      Термы Каракаллы ( лат.Thermae Antoninianae,Terme di Caracalla императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.) отличались богатым убранством, вмещали одновременно около 2300 человек. После изобретения сомкнутых сводов, стен с подогревом и акведуков (от лат. aqua — вода и ducere — вести) канал, труба для подачи воды, баням стали придавать всё большее значении в жизни общества.Они приобрели особую общественную функцию. Там собирались граждане Рима и проводили свой досуг (otium), т.к. их общественная жизнь не заканчивалась утренними обязанностями. Римлянин всегда осознавал себя не столько общественной личностью, сколько частью неразделимого целого общества. Он не должен был пребывать в одиночестве. Долгое время даже считалось, что человек ищущий уединения, непременно замышляет что-то дурное или жаждет придаться постыдным порокам. В конце концов бани стали основным удовольствием и символом цивилизованной жизни «по-римски» в других античных городах. Туда приходили обсудить различные вопросы, встретиться с друзьями. Женщины купались вместе с мужчинами в одном бассейне или собирались женской компанией. После посещения унктория, где купальщика умащивали и посыпали песком, посетитель занимался физическими упражнениями. Затем он переходил в кальдарий, где принимал паровую ванну, подвергался процедуре обработки кожи банной скребницей, после чего совершал омовение. Горячая баня – тепидарий, всегда предшествовала купанию в холодной воде. Пребывание в термах завершалось процедурой эпиляции и массажем.
      Термы теперь являлись средством публичной гигиены, демонстрацией роскоши, символом власти императора и благотворителей, единством заботы о душе и теле.
      Косметика и макияж. Греческому «искусству косметики» в Древнем Риме соответствовало «ars ornatrix» - искусство украшения, использующее целебные средства, а «коммотике» - «ars fucatrix», краски добываемые из различных растений, иногда и из ядовитых, которые приносили немалый вред здоровью.. Но, как и в Древней Греции, римская матрона древнего периода была невыразитеньна и краснолица, т.к. ещё не были приняты в обиход белила и румяна. Зато римская красавица эпохи Империи уже была полностью вооружена всевозможными кремами, красками, притираниями и благовониями. Выход патрицианки в свет напоминал процесс приготовления воина к битве. Тело подвергалось болезненой процедуре: чистилось банной скребницей, затем с него удалялись все волосики. Все складочки и ямочки протирались и умасливались. Помпея, жена императора Нерона, во время совершения косметических призывала на помощь до сотни прислужниц. Она сама придумала особую маску, которой пользовалась ежедневно: ржанная мука, листья вербены, мёд, молоко ослицы.

      Пышность причёски увеличивали накладными волосами, зубы покрывали эмалью на основе сока кизила или истолчённого плода водянного ореха. Все прыщики, некрасивые родинки, бородавки маскировались мушками. На лицо накладывался толтый слой свинцовых белил, брови и глаза поводились сурьмой и соком шафрана, щёки румянились, губы освежались помадой. Перед обществом представала красавица с маской из красок вместо лица, но это считалось красотой, хотя и служило мишенью для сатириков, которые писали, что опасаются . как бы это лицо не распалось на куски.
      Косметика и парфюмерия в Древнем Риме использовалась в невероятно больших количествах. Уже в I веке до н.э. ввозилось из Египта 3000 тон ладана и до 6000 тон мирры. Кроме этого закупали благовония и косметику у арабов, которые доставляли её из Индии, Цейлона, Индонезии и Китая. Литература той эпохи подробно рассказывает об употреблении косметики и всевозможных благовоний, о том, что уже невозможно представить свою жизнь без них. Овидий в своей поэме «Наука любви» даёт советы:
Женщины! Вот вам урок, учитесь, как можно заботой
Сделать прекрасней лицо и сохранить красоту…
То, что ухожено, всем по душе…
Мало лиц без недостатков, если вы бледны – нанесите румяна, если смуглы – используйте немного белил, на веки положите тени – они понадобятся, чтобы придать лицу выразительность – так советует поэт. Ухаживайте и украшайте себя, но без свидетелей.
Красота милей без прикрас – поэтому лучше,
Чтобы не видели вас за туалетным столом.
Не мудренно оробеть, увидя, как винное сусло*,
Вымазав деве лице, каплет на тёплую грудь!
Как отвратительно пахнет тот сок, который в Афинах,
Выжат из грязных кусков жирной овечьей шерсти!
……
То, что даёт красоту, само по себе некрасиво…
      Все приготовления к выходу на люди происходили в дальних комнатах, где ни муж, ни воздыхатели не могли наблюдать за всеми ухищрениями по наведению красоты. Идеал в понимании обитателей Древнего Рима был, как и сегодня, некий стандарт красоты, создаваемый при помощи всевозможных хитростей и эффектов, которые позволяли краски. В борьбе со старостью мужчины и женщины чрезмерно увлекались белилами и румянами. Но эти белила, как я уже говорила, были свинцовыми – и чем больше пытались скрыть разрушения, тем быстрее развивался недуг: чернели зубы, замедлялся обмен веществ, быстро развивалась болезнь, которую называли худосочием.
      Косметические смеси для повседневного туалета римских дам изготавливали в домашних условиях и, конечно, у каждой семьи имелись свои секреты и пристрастия. В праздники и знаменательные дни ароматы лились рекой, а дым от курений «затмевал солнце». Количество используемых косметических продуктов становилось всё больше. Считалось беспрекословным правилом, использование кремов и притираний, настоянных на душистых травах и маслах, во время принятия ванн, до них и после них.
Имя торговца косметикой и благовониями Косма, не сходило со страниц литературных страниц тех лет.
Запах бальзама люблю: это запах мужских притираний;
Вам же мароны идут тонкие Косма духи.
      Римляне подмешивали духи в вино, невзирая на то, что такие примеси как мира, придавали горечь. В жилищах знатных людей постоянно курились вазы с благовониями. На погребении жены Нерона Помпеи Сабины (ок.31-65г.н.э.) израсходовали такое количество благовоний, какое использовал обычно город Рим за год. Во времена римского императора Марка Аврелия Антония был учреждён сенат женщин для обсуждения вопросов моды и косметики. Никто, наверное, из них даже предположить не мог, что спустя совсем немного времени, каких-то пару столетий, привычный и приятный мир изнеженных патриций рухнет под натиском варваров. А уж тем более не мог предположить, что те же варвары будут благоустраивать свои жилища на манер римских. Развивая науки и искусства возьмут за основу научные идеи, разработанные учёными античного мира. Пройдёт ещё немного времени и жители европейских городов проникнутся интересом к эстетической стороне жизни. Их собственная внешность будет волновать ничуть не меньше, чем римлян, и так же им будут доступны и понятны наслаждения от изысканных одежд и утончённых ароматов.

      Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима создал очень определённый идеал мужчины: сурового, выносливого, крепкого, спортивного телосложения. Женщина считалась красивой, если была дородной, величавой, имела плавную, полную достоинства, походку. Небольшая грудь и широкие бёдра были идеальными признаками её будущего многодетного материнсва. Черты лица римской красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза с крупными веками, правильной миндалевидной формы, высокая переносица, прихотливой формы рот, напоминающий охотничий лук.
       Причёски мужские. Мужчины почти до конца IIIв.до н.э. отпускали довольно длинные волосы и бороды. Позднее в моду вошли короткие стрижки и, даже полностью бритые головы. Мода на чисто выбритое лицо, благодаря большому поклоннику греческой классики императору Адриану (IIв. н.э.) вскоре отошла и мужчины стали, подражая ему, носить короткие бородки и волосы слегка подвитые вперёд, на греческий манер. Все юноши до совершеннолетия брили лица. Первые состриженные волосы ребёнка и первую сбритую юношескую бороду приносили в жертву богам.
      Причёски женские.Большую заботу и внимание римлянки уделяли уходу за волосами и причёске. Во времена Республики преобладали простые и скромные причёски, которые напоминали греческие: волосы делили прямым пробором пополам и зачёсывали по бокам назад, собирая в тугой «Греческий узел». Ни лоб, ни уши не закрывали. К концу республиканского периода причёски усложнились. Стали использовать горячие и холодные завивки, плетение мелких и крупных кос, высокие валики надо лбом. Женские причёски изменялись стремительно и поражали разнообразием, но одна из них пережила века - классический «греческий узел» остаётся популярным и сегодня. Его укладывали из гладких или волнистых волос, выше на затылке, или ниже, приспуская почти на шею, украшали необычными шпильками, затягивали золотыми или цветными сетками (reticula). Небольшая диадема (sphendone) завершала изысканную причёску. Ни одна женщина не обходилась без головных шпилек двух видов: для распутывания волос (diskriminales) и скрепления их (comotoriae). Особенно любимы были шпильки-украшения с фигурными навершиями (верхушками).
      «Греческий узел» мог присутствовать и как один из фрагментов в какой-либо другой причёске. Форма узла удерживалась лентами или украшениями в виде двух полумесяцев. Широкая лента, схватывающая волосы низко надо лбом, называлась «праща». Её могли носить только матроны.
      В императорский период, начиная с первой половины I-го века и до конца III-го ст. н. э. женские причёски становятся всё сложнее, претенциозней, выше и больше в объёме. Волосы завивали в тугие локоны, укладывали вокруг головы, заплетали в косы, распускали на затылке, располагали валиком надо лбом или укладывали на каркас а виде кокошника.
Такие объёмные и сложные причёски требовали очень густой шевелюры, поэтому стали использовать фальшивые волосы, шиньоны и парики. Причёски украшались диадемами, повязками, фигурными шпильками, обручами различной ширины.
Особенно были любимы золотые шпильки с навершием, изображающим богиню Фортуну. Предполагается, что фигурки были полыми внутри и использовались для ароматических шариков. Этими же шпильками раздражённые патрицианки кололи зазевавшихся рабов во время одевания или сооружения причёсок. Расправы над домашними парикмахерами были настолько обычным делом, что Овидий уговаривал римских матрон в своих стихах не уродовать лица служанок, не колоть и не щипать их. Хотя вряд ли римкие матроны прслушивались к этим его советам. Их больше интересовала поэма поэта-гуманиста «Наука о любви». В одной из своих поэм Овидий Назон даёт наставления римским дамам почище профессионального стилиста-парикмахера:
Следи за причёской –
Здесь всё решает одно прикосновение руки! –
И не забудь, что не всё и не всех одинаково красит:
Выбери то, что к лицу, в зеркало глядя, проверь.
К длинным лицам идёт пробор, проложенный ровно:
У Лаодамии так волос лежал без прикрас.
Волосы в малом пучке без прикрас и открытые уши –
Эта причёска под стать круглому будет лицу…
      И т. д. ещё тридцать поэтических строф-советов, в том числе и об урашениях для волос.Римлянки побили все рекорды античного мира по затратам времени и средств на хитроумные причёски. Жёны римских императоров тратили по несколько часов в день, на создание какой-нибудь затейливой причёски, которая уже вскоре подхватывалась придворными, возводилась в статус самой модной и называлась её именем. Горячей завивкой волос (природных или накладных) занимались специально обученные рабы – «тонсорес», затем в работу включались парикмахеры, которые слыли очень изобретательными мастерами. Сложнейшее высокое сооружение из мелких завитков, уложенных ярусами надо лбом императрицы Домны, могли соорудить только очень умелые руки опытного паримахера так, чтоб не был заметен проволочный каркас, а пучки из множества мелких косичек (anuli) и локонов, уложенных в конический пучок (tutulos), требовали виртуозного мастерства маскировки фальшивых волос. Сатирик Марциал едко издевался над модницами: «Фабулла клянётся, что её волосы принадлежат ей. Бесспорно, она может поклясться в этом, она их недавно купила».
      Но никакие насмешки и ехидные замечания не могли остановить модницу. Покорив полмира, римляне привезли на свою родину множество экзотических новшеств, в том числе по костюму, косметике и причёскам. Но одно, казалось бы совсем не значительное событие, вообще перевернуло представление римлян о женской красоте. В толпе пленниц, пригнанных легионерами в Рим из северной Европы, местные дамы увидели светловолосых красавец. Богатые патрицианки постарались немедленно обзавестись дорогостоящими германскими рабынями, чтобы тут же состричь их волосы, для изготовления париков. Римские цирюльники продавали парики, изготовленные из волос, привезённых со всех концов света, но драгоценные немецкие белокурые волосы светлых и рыжеватых оттенков шли на вес золота. Вообще-то, по римским законам менять природный тёмно-русый цвет волос дамам запрещалось. Но кто же будет соблюдать законы, когда подавляющее большинство мужчин грезило о блондинках? Римские дамы взялись за обесцвечивание собственных волос, в ход пошло всё: щёлочь, уксусные дрожжи, сок айвы, масло мастикового дерева и т.п. Всё это не добавляло здоровья волосам, но цель оправдывала средства. Привозные краски для осветления волос использовались настолько широко, что даже архитектура дома римского патриция претерпела некоторые изменения – часть крыши стали делать плоской: намазав волосы осветляющим раствором, дама одевала специальную шляпу с широкими полями, но без тульи, на которые рабыня тщательно раскладывала влажные волосы и поднималась на плоскую часть крыши, располагалась в удобном кресле, подставляя голову естественному источнику тепла – солнышку. Происходила тепловая реакция и через некоторое время она спускалась уже блондинкой. Дальше за дело опять принимались рабыни. Они мыли волосы хозяйки римским мылом, умащивали их полезными маслами, наносили укрепляющие маски, настоянные на душистых веществах, споласкивали травяными отварами, добиваясь природного блеска и эластичности.
      Римлянки виртуозно владели наукой о поддержании красоты. Они знали великое множество косметических рецептов, прекрасно разбирались в ароматерапии и благовониях. Маски для лица и рук, ванны из фруктовых соков и молока ослицы, мази и кремы для поддержания молодости кожи шеи и декальте, искусственные зубы, отбеливающие средства для лица, накладные брови и ресницы, всяческие утяжки и толщинки для усовершенствования фигуры, корсет (мамиларе) из тончайшей кожи, приподымающий грудь – всё это неполный перечень ухищрений римлянок, стремящихся к идеалу красоты.
      Мода, быт и нравы в повседневной жизни Древнего Рима. Стремление улучшить свою внешность с помощью косметики, «дорисовать», как остроумно выразилась в своей книге* «Повседневная жизнь русских модниц и щеголей» Е. Суслина, свойственно человечеству на протяжении всего его развития. Древний Рим не был исключением. Вместе с политической и военной мощью, по мере того, как разрасталось государство, менялся, некогда простой и суровый, образ жизни Рима. Неисчислимые богатства текли рекой из завоёванных государств. В поздний период Республики, презираемая когда-то, роскошь превратилась для римлян в смысл и цель существования. В далёком прошлом культура древнего Рима, латинян и сабинян, находилась под влиянием греков и этрусков, поэтому жизнь их была такой же неприхотливой: платье носили простое, туника служила нижней одеждой, поверх её надевали тогу.
Чуть позже прямую тунику стали украшать множеством складок и рисунком, показывающим социальный статус владельца. Но уже тогда в кругу модников сложились условные правила, регламентирующие манеру ношения одежды. Тунику следовало подпоясывать, оставлять длину впереди ниже колен, сзади - до коленного сгиба. Если туника была длиннее указанной – её презрительно называли женской, если владелец поддёргивал её выше – смеясь, называли «центурионом», синоним современного слова «солдафон». На улице обязательно подпоясывались, «распущенной» её носили только ремесленники и рабы. Но дома римлянин мог позволить себе ходить в свободной тунике. Для знати их шили из белоснежной шерсти, реже из льна. Одежды сенаторов украшались вертикальными полосами – «клавами», шедшими параллельно одна другой от шеи до самого низа туники. Полководе - триумфатор одевал на торжество пурпурную (красно-фиолетовую) тунику, расшитую золотом.
      Краситель такого цвета добывали из пурпурных желез улиток определённой породы. Мелких просто толкли, у крупных выскребали содержащее пурпур вещество. Всю массу очищали и оставляли в воде до выпадения красящего осадка. Запах смеси был настолько неприятным, что только определённые благовония могли с ним справиться.
      Поверх туники одевали тогу – одежду привилегированного сословия. Кроили её в виде эллипса из большого куска ткани. Получалась она более пяти метров длиной и до двух - шириной. Тогу драпировали замысловатыми складками на уровне плечей и бёдер. Облачиться в неё самостоятельно было невозможно, поэтому помогали специально обученные рабы, которые ещё с вечера готовили тогу, укладывая её складками, складки прокладывали дощечками, затем прихватывали зажимами и оставляли до утра. Неправильно одетая, волочащаяся за хозяином тога, вызывала обидные насмешки щеголей.* Проблемы возникали не только в одевании и носке, но и в стирке тоги. Она была настолько огромной и тяжёлой, что занимались её стиркой валяльщики. Сначала они выколачивали одежду, затем топтали и стирали в воде, смешанной с селитрой и мочой, отбеливали при помощи серного пара, а затем расчёсывали щётками и гладили специальными прессами. Не мудрено, что платье после такой суровой чистки выглядело поношенным. Римский поэт Марк Валерий Марциал (ок.104г. н.э.) жаловался, что за лето в Риме он изнашивает четыре тоги, что она тяжела и её носить утомительно, что для полного счастья ему не хватает сбросить тогу и остаться в одной тунике.
      Одежде уделялось так много внимания, что в I веке в империи вошло в моду переодевание к обеду и в течении дня несколько раз его менять. Марциал, издеваясь над одним из богачей, который переодевался 11раз за день, давал стихотворные советы:
Мужу небрежность к лицу…
Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле*
Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,
Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,
Чтоб не болталась нога, словно в широком мешке…
      Но щегольство свойственно человеку, поэтому навряд ли молодые модники прислушивались к мудрым советам поэта. Даже сандалии они подбирали не простые, а с затейливым орнаментом из гвоздиков на подошве, чтобы их рисунок отпечатывался на песчаном полу.
      Женская одежда силуэтом напоминала мужскую. Дамы носили туники, поверх которой надевали длинную столу с рукавами и поясом, на неё ещё набрасывали паллу – широкое длинное платье. Столу носили почтенные матроны. Её украшали золотой отделкой, нарядными поясами, дорогими фибулами – скреляющими пряжками. Рабыням и женщинам лёгкого поведения эти одеяния возбранялись. Пределом мечтаний римских щеголих тогов ремни были шелка. Их завозили с острова Кос, который с древних времён славился изготовлением шёлковых прозрачных одежд. В Риме мода на них продержалась почти 100 лет. Лёгкая, почти прозрачная, обычно пурпурного цвета, расшитая золотом и драгоценностями, такая одежда необычайно украшала и как бы намекала на сладостные грёзы, спрятанные под ней. Философ и писатель Сенека разразился по этому поводу саркастическими высказываниями: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тело, ни чувство стыдливости… Их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне…»
      Дел у красавиц было множество, времени на уход и украшение собственной персоны уходило невероятное количество. Начинать надо было с просьб о деньгах, которые следовало ещё выпросить у мужа или отца, а их нужно было много. Ювелирные украшения должны быть достойны красавицы и также достойно украшать её туалеты. Первое – это венок, сначала их плели из цветов и листьев, затем стали отливать из золота. Он должен быть к лицу по размеру и высоте. Жемчужные нити и повязки, вышитые шёлком и золотыми нитями для причёски. Купить модные серьги в виде небольших полушарий или в форме больших капель. Заказать мастеру браслеты на запястья и щиколотки, найти достойное украшение для шеи – ожерелье из золота с жемчугом. А кольца? Разве можно обойтись бе них?!
      В Риме кольца знали давно, но делали их из железа и использовали только как печати. Со временем среди знати появились мода носить золотые кольца, как ювелирные украшения. Полководец и государственный деятель Спицион Африканский Старший (235-185 до н.э.) первым стал носить золотое кольцо, украшенное гранённым драгоценным камнем. Потом уже надевали по несколько колец, позже камни на кольцах стали не только гранить, на них вырезали портреты или гербы – камеи или геммы, вырезанные на изумруде или сапфире они отличались не только виртуозным мастерством, но и дорогой ценой, поэтому для любителей моды победнее изготавливали подобные украшения из крашенного стекла, но обрабатывали его настолько тщательно, что только специалист мог распознать подделку.
      Древнеримские историки и писатели оставили множество расказов о безудержных прихотях императоров и частных лиц. Высшим шиком у римской знати считалось за трапезой бросить в чашу с виным уксусом большую жемчужину, стоившую целое состояние, а когда она полностью растворится, выписть этот бесценный напиток. Ели на чистом золот, пили из кубков выточенных из цельного аметиста, строили дворцы, украшенные мрамором и золотом, изощрялись в изобретениях невероятных блюд и небывалых увеселений. В эпоху Империи любовь к роскоши распространилась на одежду, украшения и косметику. Модные ухищрения возникали чуть ли не ежедневно. Росло пристрастие к богатым тканям и необычным ювилирным украшениям из золота и драгоценностей.
Использованная литература и ссылки по теме:

 -  Д.Паке «История красоты»
 -  М.Озу,С.Боннэ «История причёски»
 -  Мерцалова М. "Костюм разных времен и народов"
 -  Р.Анун,Д.Шейд «Цивилизация Древнего Рима»
 -  Современная энциклопедия «Аванта» «Мода и стиль»
 -  Е.Суслина «Повседневная жизнь русских модниц и щеголей»
 -  Гнедич П.П. "История искусств."
 -  Г.Вейс «Всеобщая история мировой культуры»
 -  Лоуренс Альма-Тадема  »»»
 -  Франк Коуэл «Древний Рим. Быт, религия, культура»  »»»

Читать еще :