русский english
Наша страница на FaceBook  Instagram  Twitter  Наше видео  Pinterest
Зона,свободная от Photoshop
(на Photoshop заведены только фоны. Все гримерные работы 100%-но авторские)

страницы:  1  •  2  •  3  •  4  •  5
      Древний Рим (лат.Roma antigua) одна из крупнейших цивилизаций Древнего мира и античности. Получила своё название от названия главного города Roma, который в свою очередь был назван в честь его основателя Romula.
      Периодизация Древнего Рима основана на формах правления, которые отражали социально-политическую обстановку от цараского правления до империи-домината в конце её распада.
Царский период с 754-3г. до 510-509 гг. до н.э.
Республика с 510-509г. до 30-27 гг.до н.э.
      -Ранняя Римская республика с 509 гг. до 265гг. до н.э.
      -Поздняя Римская Республика с 264 гг. до 27гг. до н.э.
Империя с 30-27г. до н.э. до 467 гг.н.э.
      -Ранняя Римская империя. Принципат с 27-30гг. до н.э. до 235 н.э.
Кризис III века с 235г. по284 гг. н.э.
Поздняя Римская империя. Доминат с 284 до 476 гг. н.э.

Бесценное наследие.
      История Римской цивилизации охватывает более двенадцати веков от основания Рима в753 г. до н. э. до Vв. в н. э. В период своего высшего могущества и расцвета Римская империя была гигантской. Вокруг Рима и Италии образовалось около 40-ка провинций, которыми управляли римские наместники. Провинции простирались от Гибралтара на западе до Чёрного моря на востоке, от Англии на севере и до пустыни Сахара, Судана и Аравийского полуострова на юге. Только страна персов так и не была завоёвана. Римская империя везде оставила свой след и установила между своими территориями связи, которые никогда не были стёрты.
      Наследие, оставленное этой великой цивилизацией, бесценно: города и их великолепная архитектура, две из трёх великих религий – христианство и иудаизм, политическая организация, понятие гражданства, универсальный язык латынь, искусство.

Римское общество.
      Римское общество было в корне неоднородно. Статус жителей империи был резко различен: между
рабами и свободными гражданами, между иностранцами и римлянами, между мужчинами и женщинами. Вместе с тем и свободные люди делились на две очередные категории, на римских граждан и иностранцев – представителей др. городов или народностей. Их было значительно больше, чем коренных жителей. Называли их пилигримами. Среди коренных римлян также существовала жёсткая иерархия, которая отделяла толпы простых граждан от элиты. Чем выше социальный статус, тем больше оставалось всевозможных свидетельств о жизни и занятиях этих высокородных людей. Десятки тысяч надписей, погребальных или хвалебных, оставшихся на всевозможных каменных стелах, представляют собой своеобразный справочник, увековечившей имена и родственные связи, общественное положение и карьерный рост высокопоставленных римлян.
Рабы.
      Самой характерной чертой римского общества являлось рабство, которое присутствовало во всех сферах жизни. Рабы - военнопленные, купленные на рынке и рабы родившиеся в хозяйском доме, приравнивались к движимому имуществу и не имели никаких политических и юридических прав. Между рабами в одной рабовладельческой семье могли существовать очень серьёзные различия по уровню жизни, в зависимости от привязанностей хозяина и способностей слуги. Частные рабы выполняли самые различные функции от физических до умственных. Положение их варьировалось от доверенного лица, ближайшего помошника и даже друга хозяина, до работника на ферме, исполняющего тяжёлую, грязную работу и живущего в ужасных условиях.
За исключением общественных рабов, принадлежащих городу или учреждениям, большинство невольников или освобождённых всё равно зависели от воли рабовладельца, даже если он предоставил им свободу, своё имя (если он был римлянином) и гражданство.

Римский гражданин. Имя.
      У римлян было три имени: личное имя (например, Марк), родовое имя (Туллий) и фамильное имя или прозвище (Цицерон). Три имени у человека являись отличительным знаком римского гражданина. К такому тройному имени добавлялось также имя отца (сын Марка) и указание рода – одного из 35-ти териториальных округов, по которым распределялись римские граждане. В результате гражданина звали: Марк Туллий Цицерон, сын Марка, рода Корнелиев.

Костюм римлянина.
      В повседневной жизниримлянин носил простую одежду, состоявшую из туники, плаща с капюшоном у мужчин и платья (stola) для женщин. На официальных собраниях гражданин появлялся в церемониальной одежде – тоге, которая одевалась поверх туники и различалась, в зависимости от общественного положения, «знаками отличия» в виде пурпурной полосы по нижнему краю подола (angysticlaviyus). Всадники носили тогу с узкой пурпурной полосой и золотое кольцо, сенаторы – тогу с широкой полосой (латиклавию). Магистраты тоже надевали тоги украшенные пурпурной полосой (тоги протекста). По этим отличительным знакам в одежде любой римлянин видел статус человека и сословие, к которому тот принадлежал.
Гражданское неравенство.
      Основную массу общества составляли служащие или ремесленники, свободные или вольноотпущенные, часто объединённые в профессиональные коллегии. Своей работой они приобретали некоторый достаток и образование, которые позволяли им безбедное существование и некоторую причастность к образу жизни господ.
      Римское общество делилось на сословия по оценке имущества. Оценка производилась властями соответственно с цензом. Граждане принадлежащие к тому или иному сословию, выполняли определённые общественные обязанности, за что получали положенные им привилегии. Принадлежность к сословию, обычно, было пожизненным, но не наследственным. Самое престижное сословие во времена империи состояло из шестисот сенаторов, бывших магистратов, которые выполняли обязанности советников при магистрате.
      Сословие всадников служило в армии и кавалерии. Она также принимало активное участие в заседании суда. Во времена империи оба сословия участвовало в управлении провинциями. Сенаторы и всадники относились к римской элите, но были ещё богатые и, даже очень богатые люди, которым всё-таки не хватало имущества и денег настолько, чтобы войти в элитную группу.
      Особой, немногочисленной группой внутри элиты были патриции. Их положение было наследственным в связи с древностью рода. Они также выполняли некоторые общественные обязанности. Во времена Республики в элите существовали родовые кланы (gentes), носившие одно имя (Юлий, Корнелий), которое они наследовали от ближайших родственников. К моменту зарождения христианства этот тип семейных обществ постепенно исчез. Элита из Римской преобразовалась в итальянскую, а через несколько поколений в неё вошли семьи из провинций: местная знать и потомки эмигрантов.

Семья.
      Словам «семья» или «семейство» соответствуют два римских термина: gens или familia. Gens – род или большая семья, объединял всех, кто носил родовое имя (nomen) обозначавшее происхождение от одного мифического предка, даже если между его членами не было кровного родства, лишь бы цепь поколений не прерывалась. Роды делились на ветви, объединяющихся прозвищами (cognomen), не личными, а передававшимися по наследству. Например в роде Корнелиев – Спиционы и Лентусы, в роде Клавдиев – Друзы и Пульхры. «Фамилия» - семейство представляло собой более узкую единицу, чем род. Она находилась под властью «отца семейства».
      Только господствующий класс создавал настоящие семьи, где отец семейства (pater familias) был абсолютным хозяином, единолично владел именем, властью над всеми свободными и не свободными домочадцами, обладал правом наследственности и семейного культа. Власть его была неограниченной. Основной общественной и семейной функцией такого отца было сохранение наследства и продолжение рода, посредством браков и усыновлений. Приняв детей под свою власть отец, с момента, когда ребёнок начинал говорить, активно занимался его воспитанием, готовя его к положению гражданина, знатного человека и отца семейства. В римскую семью входили все родственники и предки по боковым линиям до шестого колена. Частью семьи были рабы и вольноотпущенные. В высшем обществе взрослые женатые сыновья покидали отчий дом, но не получали автономии, т.е. не становились самостоятельными. Всё имущество оставалось в собственности отца, вплоть до его смерти. Девушки, выходя замуж, переходили из-под власти отца под власть мужа, но позже, как свидетельствуют документы, они стали оставаться по-прежнему под отцовской властью, что по тем временам можно было приравнять к женской эмансипации.
      Бедные граждане не могли завести законную семью (дом, domus) из-за отсутствия средств, поэтому жили в свободных союзах.
Виды брачных союзов.
      Юноши женились в восемнадцать лет, девушки выходили замуж между двенадцатью и шестнадцатью годами. В мужчине, чтобы считать его идеальным мужем, ценились происхождение из хорошего рода, богатство, высокая нравственность и плодовитость. Что же ценилось в невесте? Конечно то же высокое положение и богатство, а также целомудрие (castitas), стыдливость (pudicitia), скромность. Во времена империи, из-за малочисленности элиты, молодые люди женились позже (около 24-х лет), когда поступали в первую магистратуру. Только очень состоятельные люди могли позволить себе свадьбу по старинному, торжественному обряду – конферреации. Позже, к концу Республики, он практически исчез. Второй вид брака – это была «покупка» жены в присутствии не менее пяти свидетелей, когда будущий муж давал отцу дочери выкуп. Третий и самый распространённый вид называлcя «свадьбой по обычаю» (usus), когда после года совместной жизни, женщина входила в семью мужа. Эти браки относились только к римлянам, пилигримы сохраняли собственные обычаи.
      Богатые римляне заключали в среднем по три брака из-за высокой женской и детской смертности. Молодые девушки в детородном возрасте после 20-ти часто умирали, поэтому не удивительно, что римляне «менялись» жёнами и часто женились на беременных женщинах или же занимались усыновлением. Усыновление практиковалось главным образом для того чтобы не пресекался род и не прекратился семейный культ предков. В связи с этим девочек почти никогда не удочеряли. Сами же браки обычно улаживались отцами семейства и основывались не на взаимных чуствах, а на на целесообразности во имя продолжения рода и сохранения состояния, особенно если это состояние было значительным.
Женщины и дети в семье.
      В римских семьях замужняя женщина (матрона) имела большие права, хотя и занимала второстепенное место, но на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства, поэтому она была полновластной хозяйкой в своём доме, выходила из него в сопровождении и, участвовала, сидя, в трапезе вместе с мужчинами. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщин от мужей проявлялась в имущественных отношениях; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла. Они также имели право участия в общественной жизни.
      Мальчики получали имена на восьмой день от рождения, девочки на девятый, таким образом они официально входили в состав семьи. Отец семейства имел право отказаться или выставить на улицу ребёнка, например, по причине из-за его уродства.
      Дети носили торжественные тоги (претексты, в которые облачались магистраты) и буллы на шее, шарики с амулетами, которые снимались по достижению совершеннолетия, при вступлении в брак для девушек и до момента надевая мужской тоги в семнадцать лет для юношей. Дети активно участвовали в жизни семьи, присутствовали на домашних празднествах, сидя за отдельным столом, прислуживали отцу во время религиозных домашних обрядов.
Наследие. Свидетельства и документы.
«Создам ли я нечто, стоящее труда, если опишу деяния римского народа от первых начал города, - твёрдо не знаю. Самый предмет требует трудов непомерных – ведь надо углубиться в минувшее боше чем на 700 лет, ведь государство, начав с малого, так разрослось,что страдает уже от своей громадности.
Тим Ливий «История от основания Рима», предисловие.
      Гражданство. Одно из самых главных наследий Рима – понятие гражданства, не участие, а статус, основаный на правовом равенстве. Народные массы могли провести свои требования таким образом, что политическая система вынуждена была их учитывать, какой бы олигархической её не представляли. Развивая этот аспект гражданства, Рим стал предком современных государств.
      От обрядоверия к христианству. В течении 1000-чи лет римская религия была не менее строга, чем римское право. Обряд был обязателен. Его выполняли те, кому это было поручено, в формах, установленных обычаями, жрецами и магистратами. Философия, домыслы и интерпритация (особенно в провинциях) могли существовать только с «краю» этой религии.
      В 186г.до н.э. в Риме разразился скандал. Членов секты бога Вакха обвинили в распутстве и развращении молодых знатных римлян. Репрессии были ужасными и, в тоже время, умеренными. Сенатор консул, чьи рукописи сохранились, приказывал магистратам наказать лидеров и запретить этот новый культ. Однако тот же cамый декрет разрешал традиционный культ Вакха.       Единственной ересью считалось суеверие. Философские трактаты Цицерона середины I в. до н.э. должны были научить молодёжь размышлять о римских традициях, где снова подтверждается традиционный великий «предмет веры»: отказ от суеверия. Суеверный человек верит своим страхам больше, чем разуму. «…ибо оно, суеверие, на нас наступает, нам угрожает, нас, куда не повернись, преследует… красота мира и порядок, который царит на небесах, побуждает род человеческий признать существование некой вечной превосходной природы и преклоняться перед ней. Поэтому, также как следует распростронять и поддерживать религию, которая сочетается с познаем природы, так суеверие следует вырвать со всеми его корнями…»
Цицерон «Философские трактаты» Iв. до н.э.
      Цицерон говорил, что римляне обязаны своим превосходством над всеми другими народами тому, что они набожны и религиозны и столь мудры, что верят в то, что духи богов главенствуют и направляют их в жизни. Римские обряды и верования принимали две основные формы. Одной было домашнее поклонение духу или гению семьи, и особенно ее главе, очагу и дому. Другой – отношение общества к богам и богиням, коими, считалось, управляется и контролируется судьба и благосостояние римского народа в целом. Юпитер, Марс, Аполлон, Меркурий и Нептун были главными богами; Юнона, Веста, Минерва, Церера, Диана и Венера – главными богинями. Храмы, жрецы и священные обряды обеспечивались государством с особой целью быть посредниками перед богами. Обычный римлянин или римлянка играли не слишком важную роль в таких обрядах. В то время как устраивались и исполнялись такие церемонии, обязанностью обыкновенного гражданина было не вмешиваться и не устраивать никаких беспорядков и воздерживаться от любых деловых начинаний.
      Римляне поддерживали свою религиозную веру, поскольку они с ней выросли в своих домах. Сила этой веры не во многом зависела от посещений храмов или от служб, проводимых жрецами, потому что каждый дом, каким бы бедным он ни был, имел свою домашнюю святыню и алтарь, перед которым происходило ежедневное поклонение. Эти святыни и небольшие скульптурные изображения на них семейных ларов, духов-хранителей дома, уже упоминались в главе 2, так как они были частью семейной жизни римлян. Также были лары перекрестков, которым поклонялись вне дома и бездомные или те, кто был слишком беден, чтобы иметь собственные фамильные святыни. «Тысячу ларов, – говорил Овидий, – город имеет»; им поклонялись вместе со статуей, посвященной гению Августа, первого императора, который много сделал, чтобы возродить древние религиозные обряды. Сам город имел собственных ларов, «...близнецов, что блюдут перекрестки, град охраняя у нас», по описанию Овидия. Их старинный алтарь, возведенный Августом, находился на пути по Священной дороге к Палатинскому холму. Его основание рядом с аркой Тита сохранилось до сих пор, и там можно найти надпись: «Lares Publici». Город Рим также имел собственных пенатов, размещенных в маленькой молельне на Велии.
      По мере того как старый жизненный уклад все больше и больше терял жизненные силы, а замкнутый круг потворства своим желаниям начинал надоедать, влияние христианства неуклонно усиливалось, внося свежую струю своим учением сострадания, доброты, любви и милосердия к другим, даже к врагам; своим неприятием мира и мирских удовольствий; своей проповедью воздержания, отказа от плотских удовольствий и трезвости; своей заботой о падших, презираемых и отверженных; верой в зло греха, стремлением к духовному возрождению; своим презрением к идолам, статуям, храмам, празднествам и обрядам поклонения пестрой толпе римских богов и богинь; взамен всего этого оно предлагало веру в единого Бога, Спасителя мира.
      Универсальный язык латынь. Одним из самых явных и ощутимых признаков римской цивилизации является латинский язык. Этот местный говор – речь идёт о диалекте города Рима, стремительно захватил широкие территории сначала в Италии, затем в провинциях, причём в такой мере, что в эпоху Империи он стал универсальным языком. Это был, в первую очередь, язык римского права. Латынь выжила ещё и как универсальный язык культуры и общения: в школах, канцеляриях и католической церкви. Он был так престижен и так глубоко укоренился, что от него произошли современные романские языки. Кроме того, к концу античности латынь стала языком западной культуры, религии и науки и осталась им до начала современности.
Использованная литература и ссылки по теме:

 -  Д.Паке «История красоты»
 -  М.Озу,С.Боннэ «История причёски»
 -  Мерцалова М. "Костюм разных времен и народов"
 -  Р.Анун,Д.Шейд «Цивилизация Древнего Рима»
 -  Современная энциклопедия «Аванта» «Мода и стиль»
 -  Е.Суслина «Повседневная жизнь русских модниц и щеголей»
 -  Гнедич П.П. "История искусств."
 -  Г.Вейс «Всеобщая история мировой культуры»
 -  Лоуренс Альма-Тадема  »»»
 -  Франк Коуэл «Древний Рим. Быт, религия, культура»  »»»

Читать еще :