Оливия родилась 1 июля 1916 года в Токио в семье британского юриста и бывшей актрисы. Её мать, Лилиан Августа Рюз, была театральной актрисой, известной публике под псевдонимом Лилиан Фонтейн, а отец, Уолтер Августус де Хэвилленд, британским адвокатом, имевшим практику в Японии. В 1919 году, после развода родителей, Оливия с матерью и сестрой переехала в калифорнийский город Саратога. В Калифорнии Оливия получила среднее образование в школе города Лос-Гатос, а также некоторое время обучалась в католическом монастыре для девочек.
|
Оливия с родителями
|
Оливия с сестрой Джоан Фонтейн
|
В 1933 году Оливия сделала свой дебют на сцене театра «Saratoga Community Players» в спектакле «Алиса в стране чудес», и следующее лето, после того, как она окончила среднюю школу, она играет роль в спектакле Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В то время, когда она обучалась в Миллсе, она продолжала интересоваться театром и участвовала в школьных пьесах, в том числе и в спектакле «Сон в летнюю ночь», когда ее и обнаружил Макс Райнхардт. Он был так впечатлен ее игрой, что предложил сыграть роль Хермины сначала в театральной (1934), а потом и в киноверсии шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь» (1935).
Кадр из фильма “Сон в летнюю ночь”
|
Росс Александр, Оливия де Хэвиленд, Дик Пауэлл и Джейн Мьюир на съемках фильма "Сон в летнюю ночь".1935
|
Она стремительно взобралась на вершину славы, и стала одной из лучших голливудских актрис. Постоянным партнером по фильмам Оливии стал Эррл Флинн, они стали самой романтичной парой Голливуда. В 1935 году Оливия де Хэвилленд блистала в фильме "Одиссея капитана Блада". Она сыграла в нём одну из главных ролей. В 1936 году зрители увидели актрису в картине "Атака лёгкой кавалерии", а в 1938 году она стала главной героиней фильма "Приключения Робина Гуда".
Кадр из фильма “Одиссея капитана Блада"
|
Оливия де Хэвилленд с актером
Эрролом Флинном
|
Оливия де Хэвилленд в роли леди Мэриан
х/ф “Робин Гуд”
|
Женственный аристократизм заставил Дэвида Селзника принять решение – предложить Оливии роль Мелани Гамильтон в "Унесенных ветром". 1939 году Оливия де Хэвилленд сыграла одну из своих самых значимых и известных ролей. Она стала одной из главных героинь фильма «Унесенные ветром». За роль Мелани в "Унесенных ветром" Оливия впервые была номинирована на «Оскар» звание лучшей актрисы второго плана, но в итоге уступила Хэтти МакДэниэл, сыгравшей Мамушку.
Кадры из фильма “Унесенные ветом”
В начале 1940-х Оливия все больше разочаровывается в качестве ролей, предлагаемых ей. Она считает, что способна играть и другие роли, поскольку ей надоели роли благовоспитанных и степенных девиц, которые оказались в бедственном положении, что стало практичести ее типажем и ее отождествляют с ними. Она стала отвергать подобные роли, предлагаемые ей. Когда закончился контракт с «Warner Bros.», студия сообщила ей, что к ее контракту было добавлено дополнительные шесть месяцев, в течение которых она не снималась. Попытавшаяся было изменить положение вещей Бетт Дэвис, проиграла иск против «Warner Bros.» в 1930-х годах, тогда как Оливия, при поддержке Гильдии актеров кино, выиграла процесс, снижая, тем самым, мощность студий и добилась большей творческой свободы для исполнителей.У юристов это теперь называется «прецедент де Хэвиллэнд».
В 1946 году, после трехгодичного перерыва в карьере, вызванного судебной тяжбой с «Warner Bros.», она подписывает контракт с «Paramount Pictures» на три картины. Качество и разнообразие картин теперь улучшилось. Оливия де Хэвиллэнд вернулась на экран в фильме «Каждому свое» (To Each His Own, 1946), за роль в котором была удостоена «Оскара» в номинации Лучшая актриса.
Психологически убедительными были роли сестер-близнецов в триллере Роберта Сиодмака «Темное зеркало» (The Dark Mirror, 1946). Джеймс Эйджи в своей оценке ее роли в «Темном зеркале» отмечает эти изменения и говорит, что хотя она всегда была «одной из престижных женщин в кино», ее последняя роль доказала ее многогранность. Он отмечает, что актриса не имеет «...любой замечательный талант, но ее игра является продуманной, хорошо выполненной...устойчивой, которую непреодолимо приятно смотреть».
В фильме «Змеиная яма» (The Snake Pit, 1948, премия МКФ в Венеции), нанесшем удар по американской цензуре, Оливия сыграла роль пациентки, сталкивающейся с жестоким обращением в психиатрической клинике. Это был один из ранних фильмов, в котором попытались реалистично изобразить психическое заболевание. Де Хэвиллэнд была высоко оценена за ее готовность играть роль, поднявшую такую спорную тему и которая была полностью лишена очарования. Еще был фильм «Наследница» (The Heiress, 1949). За последние 2 фильма она выиграла приз Нью-Йоркской кино-критики.Несмотря на огромный успех, после 1949 года она практически оставляет кино и выступает на Бродвее.
Кадры из фильма “Каждому свое”
|
Кадры из фильма “Теменое зеркало”
|
Кадры из фильма “Наследница”
|
|
В 1946 году при участии в спектакле «Что знает каждая женщина» на летних гастролях в Вестпорте, штат Коннектикут, де Хэвиллэнд знакомится с писателем Марком Аврелием Гудичем (который был на 18 лет ее старше) и выходит за него замуж. В 1949 году после окончания съемок «Наследница», Оливия родила сына, Бенджамина и покинула на время большой экран. Ее театральные выступления в течение ближайших нескольких лет были ограничены участием в «Ромео и Джульетте» на Бродвее в 1951 году, и трансконтинентальным туром с ролью в пьесе Джорджа Бернарда Шоу в «Кандида» в 1952 году.
После 1950-х де Хэвиллэнд спорадически появляется в кино, в основном это объясняется нарастающей вседозволенностью голливудских фильмов того периода. Она отказывается от роли в фильме «Трамвай «Желания», поскольку не может произнести некоторые фразы, положенные героине. Роль сыграла ее партнерша по фильму «Унесенные ветром» Вивьен Ли, за которую и была удостоена премии Оскар.
В 1950-е годы де Хэвиллэнд объявила о завершении кинокарьеры. В 1955 году де Хэвиллэнд вышла замуж за Пьера Гланте, редактора журнала «Пари - Матч» и переехала во Францию. С тех пор она снялась в нескольких европейских картинах, лишь изредка появляясь в голливудских проектах, в бродвейских постановках и на американском телевидении.
После этого снималась редко. Среди ее картин позднего периода выделяется триллер «Тише... тише, милая Шарлотта» (Hush... Hush, Sweet Charlotte, 1965), Роберта Олдрича.
В середине 1960-х Оливия де Хэвиллэнд забросила кинематограф, утверждая, что «золотая эра» Голливуда закончилась. о актриса не смогла полностью отказаться от кинематографа, она продолжила сниматься и сыграла множество блестящих ролей: она снялась в нескольких европейских картинах, лишь изредка появляясь в голливудских проектах, в бродвейских постановках и на американском телевидении. В последний раз она появилась на большом экране в 1979 году, в фильме "Пятый мушкетер".
Оливия де Хэвиллэнд и ее муж,
Маркус Гудрих, на премьере фильма "Лестница в небо", 1947 г.
|
Оливия де Хэвиллэнд с сыном и мужем Пьером Гланте
|
|
В настоящий момент Оливия проживает в Париже и редко дает публичные выступления. Она только сообщила, что работает над собственной биографией.
В 2003 году актриса посетила вручение премии "Оскар". А в 2004 году снялась в документальном фильме, повествующем о легенде мирового кино, картине "Унесенные ветром".
Кадр из фильма “пятый мушкетер” 1979г.
|
|
27 июня 2005 года она участвовала в церемонии награждения Золотой медалью за вклад в развитие и поддержку искусства в Эрмитажном театре на торжественном Вечере Друзей искусств, организованным Государственным Эрмитажем совместно с Международным комитетом поддержки искусств Центра имени Дж. Кеннеди (США). Сегодня актрису — долгожительницу приглашают на юбилейные вечера ее коллег — актеров, которых уже давно нет на свете. В 2008 году бывший президент США Джордж Буш-младший вручил Оливии де Хэвилленд Национальную медаль искусств. А в 2010 году ей был присужден титул кавалера Ордена Почетного легиона, который она получила из рук президента Франции Николя Саркози.
Использованная литература и ссылки по теме:
|