главная english Школа грима, макияжа и стиля
Наша страница на FaceBook  Instagram  Twitter  Наше видео  Pinterest
Наша фотогалерея - Рабочие моменты
 
Школа грима Аллы Чури
Алла Чуря
Алла Архиповна Чуря, дипломированный художник-гример высшей категории, автор и ведущая известных телевизионных женских программ раскрывает для читателей журнала «Макияж» профессиональные секреты гримеров. Алла Архиповна семь лет была бессменным председателем жюри по декоративной косметике во Всеукраинском чемпионате парикмахерского искусства «Чарівнв зачіска»; отработала 30 лет в большом кино, в том числе и в Голливуде, в ее арсенале более 50 художественных полнометражных фильмов.
   Мы с моей коллегой Мариной монтировали материал по разделу «Рококо». Попался портрет маркизы де Помпадур: «Да, — сказала Марина, — не сильно привлекательна, а вот красавец король (имеется в виду Людовик XV — прим. авт.) любил ее двадцать лет, не покидая ни на один день...» Вот об этой привлекательности мне и хочется поговорить.



История
   Каждому времени соответствует свой эстетический идеал и каждая эпоха всегда выдвигает свои критерии по отношению к этому эталону. Идеальный образ складывался из многих элементов, хотя главным диктатором внешнего эстетического образа и в давние времена, и сегодня является социальная жизнь общества, которая, как в зеркале, отражает его насущные потребности и эстетические стремления. Вся история красоты, а вернее, ее понимание человеческим обществом, переживало (и продолжает) регулярные взлеты и падения. Тотальное использование и полный запрет — все это сопровождало историю моды с первого дня ее возникновения.
   Когда-то моду задавали не кутюрье, а короли. Именно такую, пожалуй, одну из самых ярких, необычных по стилистике и антуражу исторических эпох, выбрала группа учащихся «Школы Аллы Чури» для иллюстрирования данной статьи. «Галантный век» — так называют XVIII столетие. Что обозначает это понятие? Слово galahn адресовалось человеку учтивому, обходительному, любезному и подразумевало благородство и порядочность. Но это понятие было двойственным. К нему прибегали, когда говорили о герое и героине любовных приключений. Позже ему стали придавать более широкий смысл, когда к концу XVII века выработалось своеобразное представление о галантности, обозначающее не только узкую сферу утонченно любовного поведения, но и стиль и образ жизни, основанный на приятном искусстве быть приятным. Вообще, стиль рококо с его культом малых форм, любовью к мелочам и безделушкам (bagatelle — «пустяк», «безделица»), наполняющим быт галантного человека, выразил дух галантности в очень широком диапазоне — от живописи до образа жизни. Эстетика рококо — это эстетика нюансов и намеков, некая интригующая двойственность образа, насквозь проникнутого эротизмом. В целом феминизация — неотъемлемая часть культуры рококо. Влечение к женщине как к объекту и источнику наслаждения повлекло рождение множества соответствующих культурных форм: это прически и макияж, мушки, условный язык которых позволял довольно откровенно высказывать свои эротические желания (их прозвали «венериными цветочками»); костюмы и драгоценности (причем мужская мода поддавалась весьма заметной феминизации); форма речи, утонченное искусство кокетства, свойственное и женщинам, и мужчинам, светское времяпровождение в дамских салонах и т. д. Даже излюбленные формы раковины выражают феминизацию формы. Этот век питал склонность к овалу, ко всему маленькому и изящному, и совсем не чествовал брутальность и мускулатуру. Предпочитали приятную телесную пухлость (и если ее недоставало, использовали потайные накладки, лубки и шины), округлое, полноватое тело в узкой одежде из драгоценных тканей и кружев, пышную грудь, пухлые руки, бедра, намного шире плечей, осиную талию, взгляд, выражающий томность, капризно надутые губки, набеленное и нарумяненное лицо. Одной из причин тотального использования красок было слабое освещение с помощью свечей из сала животных, а также раннее старение и серьезные болезни, которые понуждали к плотной маскировке изъянов на лице.
   Можем ли мы сегодня представить качество красок, технику исполнения макияжа с их помощью и инструмент, который использовали модницы? Думаю, что это достаточно сложно.
Адаптация
   «Мы не шьем костюм, мы пишем картину»! (Фраза Е. Суокаса, художника по костюму, о воссоздании исторического образа и его адаптации на киноэкране — прим. авт.) Жанр исторического кино является одним из самых сложных, объемных и дорогих, т. к. в его рамках «оживляются» в своем экранном изображении наиболее значимые события прошлого, атмосфера и нравы эпохи, особенности быта. Достоверность изображения событий и выразительность характеров исторических персонажей, дух эпохи, который ощущает зритель, — один из главных критериев в оценке качества исторического фильма. Вот в этом «духе времени» мы, «команда художественного департамента фильма»: художник-постановщик, художник по костюму и художник по гриму, принимаем непосредственное и весьма серьезное участие. Создание реальности происходящего во многом зависит от антуража окружающей героя обстановки, достоверности его одежды, воссозданной по законам исторического кроя из тканей, полностью имитирующих фактуру исторических материалов, от точной детализации линий и формы исторических причесок, как у мужчин, так и у женщин, от грима, который подчеркивает временную типажность лиц.
Работы по созданию исторических образов относятся к группе «характерных гримов», если речь не идет о конкретной исторической личности, когда необходим «портретный грим» или хотя бы портретная схожесть. Все эти гримерные работы считаются самыми сложными, требующими профессионального мастерства и определенных навыков.
   Слово «характер» греческого происхождения, обозначающее отличие человека от других своей основной чертой. Поэтому «характерный грим», в данном случае речь идет об «историческом», предполагает своеобразие, индивидуальность и яркую, типичную черту исторического времени, в котором происходит то или иное событие. Грим получится удачным только в том случае, если мастер сумеет точно определить типажность героев, полностью имитировать характерный оттенок кожи, вылепить рельеф лица актера так, чтобы форма скул, носа, губ, разрез глаз были типичными для «эталона красоты» эпохи, в которой пребывают герои исторического фильма. «Типаж эпохи» будет сопровождать нас в работе над любом характерным гримом и очень повезет, если режиссер пригласит актрису или актера, которые по своим внешним данным, хотя бы приблизительно, соответствуют требованиям исторического времени, в котором происходит снимаемое событие. В обратном случае нас ждет кропотливый поиск и ежедневная трудоемкая работа.
   Как же строится поиск и работа с историческими персонажами, где образная целостность является составной частью художественного произведения и включает в себя множество структурных элементов, в том числе: время и место развития сюжета, сам сюжет, игру актеров, визуальную стилистику и авторское (режиссерское) видение, которое всегда остается субъективным. Именно этот субъективный авторский посыл нам, творческим участникам-исполнителям, и нужно понять, чтобы не диссонировать на экране своими работами, даже выполненными виртуозно, с общей стилистикой и изобразительным ключом фильма. Вся работа над фильмом делится на три части: подготовительный период, съемочный период и монтажный. Для нас, людей, которые создают визуальную стилистику и антураж художественного фильма с помощью материальной части (декорации, костюм, грим), самым важным является первый, подготовительный, период, когда начинается подбор и работа с иконографическими (историческими) материалами, результатом которой становится осознание исторического времени и твое понимание духа эпохи. Когда ты уже уловил ее специфическую красоту, философию и ритм жизни, понимаешь поступки героев, их эмоции и стремления. Только глубокое проникновение в историческое время приводит художника к удачному решению и достоверному исполнению.






   Второй этап подготовительного периода — это подбор и заказ постижа, гримматериалов, аксессуаров, которые играют важнейшую роль в создании исторического персонажа. Цвет парика, фактура волос, рисунок и прозрачность кружева, которым его украсят, — все должно быть неразрывно связано с общим стилистическим решением образа, в котором основную нагрузку несет костюм. Художник по костюму — ближайший наш коллега, сподвижник и единомышленник.
   Начало съемочного периода совсем не означает время, когда можно с облегчением вздохнуть. Историческая картина — это та работа, когда ты занят круглые сутки. Хорошо, если режиссер хорошо подготовлен и адекватен в своих пожеланиях; если объявят день подготовки и можно будет не отдохнуть, нет!.. просто все приготовить, оформить, вычистить без лихорадочной спешки. Если такого дня нет, то у тебя есть ночь.






   Но самое главное во всем этом длинном разговоре о магии исторического кино — это наше собственное, современное понимание той исторической красоты, которую мы пытаемся воссоздать на экране. Сущность этого киножанра заключается в том, что с помощью актерской игры авторы фильма пытаются интерпретировать свой взгляд, понимание и отношение к историческому событию в прошлом. Они высказывают свое субъективное видение произошедшего, которое часто не совпадает и вступает в противоречие с существующими научными исследованиями. Но потому мы и называем кинематограф искусством, а фильм — художественным произведением, ведь они в основе своей строятся на очень личных эмоциях автора, через которые он выражает свое понимание затронутой темы. Произведение искусства, особенно кино, невозможно без второго участника процесса — зрителя, и его восприятия информации с экрана. Как бы мы ни стремились к созданию подлинного исторического образа — всегда присутствует адаптация его внешности к современным эстетическим требования. В какие бы рубища из мешковины, имитирующие средневековые одежды, ни одевали актера, мы все равно ориентируемся в своем выборе на современный эталон красоты...



журнал «МАКИЯЖ» #1/13(20) 2013
Печать E-mail

Читать еще :