Она, пожалуй, единственный профессиональный художник-гример, который преподает и работает в кино. Ее школе уже 16 лет. Ее ученики - давно мастера высшего пилотажа с громкими всем известными именами: Светлана Рымакова, Ирина Белина, Марина Борщевская, Татьяна Харькова, Оксана Левина, Оксана Побегун, Илона Глазунова... Перечислять можно долго, равно как и рассказывать, где именно в кино и на телевидении они трудятся. Она - это Алла Архиповна Чуря.
|
|
Регалии Аллы Чури восхищают: дипломированный художник-гример высшей категории, автор и ведущая известных телевизионных женских программ, семь лет она была бессменным председателем жюри по декоративной косметике во Всеукраинском чемпионате парикмахерского искусства «Чарівна зачіска». Алла Чуря 30 лет отработала в большом кино, в том числе и в Голливуде, в ее арсенале более 50 художественных полнометражных фильмов.
Мы встретились с ней сразу после ее возвращения со съемочной площадки, где Алла Архиповна проводила пробы к будущему фильму о Параджанове. Там же работали и несколько ее учеников...
Для общения мастер пригласила нас в свою школу. Несмотря на позднее время, в классе кипела работа, возле зеркал сидели модели, а будущие гримеры старательно трудились над их макияжем. В ее кабинете на стенах мы увидели множество дипломов и фотографий со съемочных площадок разных лет. И проведя незаметно пролетевший вечер в этой творческой обстановке и пообщавшись с самым авторитетным гримером Украины, а также узнав много нового и интересного о работе художника по гриму, мы решили поделиться этой ценной информацией с читателями журнала «Макияж».
Высший пилотаж - портретный грим
Уже два десятка лет мы пользуемся звучными иностранными словами, обозначающими старые и новые профессии, пришедшие к нам из других стран. В начале 90-х в нашу страну начался активный вояж западных представителей модельного и косметического бизнеса. Появилось много красивых слов, обозначающих давно существующие и вновь появившиеся профессии. Началась и по сей день существует путаница в понятиях «визажист», «стилист», «художник по макияжу», «художник по гриму». Давайте разберемся, кто есть кто.
Визажист (visage) - слово, в переводе с французского языка обозначающее «лицо», а дословно - это «человек, работающий с лицом». Например, люди, которые работают в салонах с клиентами, или продавцы-консультанты, продающие определенную марку декоративной косметики и создающие бытовой макияж покупательницам.
Художник по макияжу (make-up artist) - человек, работающий в области моды, создающий профессиональный макияж.
Стилист - человек, решающий образ в целом, от формы и цвета прически до одежды, обуви и аксессуаров. Стилист не стрижет, не красит и не одевает сам. Он подробно разрабатывает схему образа, следит за процессом и осуществляет контроль за точностью воспроизведения этой разработки.
Художник по гриму - профессиональный мастер, владеющий навыками всех вышеперечисленных профессий: и визажа и макияжа, выполняющий часть стилистических приемов, а также умеющий изменять лицо, создавая портретные, характерные, фантазийные, пластические, объемно-скульптурные и специальные гримы, сегодня именуемые «спецэффектами». Обычно эта профессия ориентирована на работу в кино, театрах, на телевидении. Диапазон деятельности этого специалиста широк, он обязательно досконально владеет искусством постижа. парикмахерским искусством, знанием истории прически и умением создавать любую из них, в точности соблюдая все нюансы даже сложной технологии. Художник по гриму не просто создает определенный образ, он «трансформирует» лицо под определенный характер, работая в тесном содружестве со всей творческой съемочной группой. Но высший пилотаж в этой профессии - портретный грим. На сегодняшний день этим мастерством (за редким исключением, и то на «Мосфильме») не владеет, к сожалению, никто.
Оператор - друг и коллега номер один
Художник по гриму - это один из членов творческой группы первого эшелона, поэтому должен находиться в тесном контакте со всеми своими коллегами. Но все же особого внимания заслуживает сотрудничество гримера и оператора-постановщика. И хотя по субординации главный гример подчиняется художнику-постановщику, мастерство оператора - это изобразительный ключ всего фильма. Оператор создает у зрителя ощущение места и присутствия в происходящем событии на экране. И оттого, насколько он грамотен и талантлив, зависит наша работа. Можно создать шедевр в гримерной, а не очень способный оператор все это погубит в кадре.
Знать, с чем работать
Сейчас каждый производитель декоративной косметики называет свою продукцию профессиональной. На вопрос, что же дает им такой статус, вразумительный ответ получаешь нечасто. Все, что присутствует на украинском рынке - это декоративная косметика для потребителя: от масс-маркета до селективной. И лишь одна немецкая фирма позиционируется у нас как профессиональная, выпускающая грим для кино.
Профессиональная краска - это краска, предназначенная для работы в специальных условиях на съемочных площадках. Фирма по ее производству обязательно должна выпускать специфические позиции: всевозможные маскирующие и старящие пасты, много материалов для создания всевозможных спецэффектов, материалы пластические и, конечно же, инструменты для гримерных и постижерных работ.
Готовьтесь к экстриму!
Всем участникам съемочного процесса и гримерам надо знать, что создание кино - процесс экстремальный. Больше всего мне запомнился случай, когда мы снимали картину - Золотой стык» - о строительстве БАМа. Съемки проходили в Сибири. На станции Усть-Илим. В шесть утра мы приехали на место съемок, вышли из поезда на улицу, а температура... минус пятьдесят четыре градуса! Хотя там такой мороз переносится легче: в Сибири климат сухой и, если нет резкого ветра, при температуре минус тридцать градусов можно ходить без шапки. Очень красиво вокруг в такую погоду. Солнце, снег, иней - сверкают, все белым-бело. Настроение от такой светлоты - приподнятое. Конечно, на съемочной площадке обязательно стояли автобусы, можно было погреться и попить горячего чая. А вот бедной камере приходилось несладко: она могла работать только 15 минут, потом покрывалась ледяной коркой и ее несли отогревать. Работали на второй резервной.
Образование - прежде всего!
Прежде чем идти работать в кино, надо получить образование. Выбирать школу нужно тщательно. Учитель сам должен мастерски владеть этой профессией. Недаром я люблю повторять фразу: «Любой образовательный процесс - это взаимодействие ученика и учителя». Конечно, это такая профессия, в которой мастерство зависит от опыта, но фундамент, костяк профессии, ее основные и незыблемые правила должны дать школа и учитель.
Разве можно такую сложную специальность получить за три месяца? Моя школа грима существует шестнадцать лет. Ее уровень уже доказан. Все программы, а это 9 предметов (в том числе и спецрисунок), я в течение нескольких лет создавала сама, поэтому с полным правом могу назвать их авторскими. Уже шесть лет со мной работает моя дочь Анжела Чуря. Она также художник по гриму. Ее опыт в художественном кино и на телевидении - 20 лет, за плечами 18 полнометражных фильмов и более 600 телевизионных программ. Наши ученики работают практически на всех съемочных площадках Украины. Достаточно посмотреть на сайте рубрику "Наша практика и работа".
журнал «МАКИЯЖ» #1/16 весна 2012
|
|