Когда мне было 7 лет, мама впервые повела меня на балет. «Конек-Горбунок» стал поистине культурным и эстетическим шоком: таких красавиц, как эффектная Царь-девица, я еще не встречала! Огромные глаза, роскошные черные брови и длиннющая русая коса меня просто пленили. Потому, найдя в программке фото балерины, исполняющей партию этой женщины-мечты, я была возмущена и удивлена: со снимка на меня смотрела хоть и миловидная, но довольно-таки простенькая девушка с коротеньким каре. Однако был в моем открытии и обнадеживающий момент: значит, при желании и умении и я могу быть какой угодно раскрасавицей и превращаться в кого угодно. Так началось мое увлечение гримерным искусством и make-up.
Действительно, грим-самый верный, быстрый и впечатляющий способ перевоплощения. Всего один штрих, умело выведенный на лице, способен как подчеркнуть гармонию между вашим обликом и внутренним миром, так и полностью вас преобразить, «переплавив» совсем в иного персонажа, потакая заложенному в каждом а нас желанию перерождения.
Грим может смело претендовать на звание одного из древнейших видов творчества. Ведь зародился он еще в доисторические времена, с первыми проявлениями духовной жизни человека. Примитивная раскраска лица была обязательным атрибутом всех ритуалов в первобытных обществах. Ни одно важное событие и мероприятие - будь то охота, война, свадьба или похороны - не обходилось без манипуляций с внешностью.
И только с развитием цивилизации это магическое действо преображения переместилось на театральные подмостки. Но грим тогда был довольно схематичным и плоским, передавал лишь одну конкретную эмоцию или главную характеристику героев пьес, не раскрывая их индивидуальности. Эта особенность касалась всех первых театров во всех культурах мира.
В Киевской Руси уличные артисты-скоморохи для сатирических спектаклей разукрашивали свои лица сажей, глиной и соком растений, к слову, самой что ни есть органической косметикой. Например, разрезанной пополам свеклой рисовали на щеках кукольный румянец (помните фильм-сказку «Морозко», где заботливая мамаша при помощи такого приема пыталась сделать из своей неказистой дочери «прынцессу-королевну»?).
В китайском классическом театре Лиюань грим был более авангардным - в его основе лежала цветовая кодировка, и каждый цвет нес в себе определенный собирательный образ. Белый символизировал злого и коварного героя, красный - честного, синий - деспотичного, а золото и серебро - богов и сверхъестественные силы. В индийском театре мистерий Катакали лицо актера покрывали специальным раствором и превращали в статичную маску, на которую затем наносили символические рисунки. А в Древней Греции, Древнем Риме, Индонезии и Малайзии грим и вовсе заменяли маски.
Нечто похожее на привычный для нас современный реалистичный грим появилось в ХV-ХVI веках в европейских театрах. Для создания органичных образов участникам мистерий и моралите пришлось поближе познакомиться с собственной анатомией. Нанося грим, они отталкивались теперь не только от характеристик персонажей, но и от особенностей своего лица и мимики. Хотя даже при этом грим все еще оставался условным и довольно примитивным. Настоящий расцвет гримерного мастерства начался лишь в XIX столетии - с развитием реализма в искусстве. Причем происходило это на территории нынешних России и Украины. Реализм ставил перед актером непростую задачу: изобразить человека во всей полноте его духовной и социальной жизни. Артисты стремились передать тончайшие индивидуальные черты своих персонажей, в чем. разумеется, им должен был помочь грим.
В XIX веке роль гримеров продолжали выполнять сами актеры, настоящими корифеями в этом мастерстве стали великие русские лицедеи Василий Самойлов, Владимир Давыдов, Александр Ленский и оперные певцы Федор Шаляпин и Иван Ершов. Однако именно в тот период в театрах появилась и должность художника-гримера. По свидетельству искусствоведов, нововведение было заслугой Станиславского, который считал продуманный и талантливо исполненный грим мощным толчком, который помогает актеру быстро вжиться в образ и поверить в те самые «предлагаемые обстоятельства».
В театре и в кино
Именно с этого момента школа и индустрия грима начали и продолжают развиваться семимильными шагами. Обогатилась не только палитра «жанров» оформления внешности, но и инструментарий для воплощения новых идей.
Реалистичный грим сегодня практически вытеснил так называемый условный. Исключение составляют разного рода стилизации, фантазийные и некоторые исторические образы. И, что интересно, реализм почти не коснулся обликов персонажей в музыкальных и детских театрах. Для классических оперных, опереточных, балетных и сказочных постановок и по сей день используется более утрированный схематичный грим. Музыкальные произведения и сказки изначально более экспрессивны и аллегоричны, потому и образы в них - нагляднее и выразительнее.
А вот в драматических театрах, в кино и на телевидении нынче стремятся к максимальной натуралистичности. И для образов, не требующих от артистов радикальных изменений во внешности, грим заменяется макияжем. Благо современные марки профессиональной косметики (к примеру, Make-up Atelier Paris, Kryolan, Paris Berlin, Make Up for Ever, M.A.C. и прочие) предлагают широчайший ассортимент продукции, которая прилежно себя ведет под лучами осветительных приборов и прицелами объективов, обладает богатой цветовой палитрой, разнообразными текстурами, идеальной покрывающей способностью и отличной стойкостью. Но для спецзадач - характерного, национального, исторического и возрастного образов - без реалистичного грима не обойтись.
Театральный грим (как и макияж) ярче и грубее, чем в кино и на телевидении. Лица героев должны «читаться» всеми зрителями спектакля - и в первом, и в последнем ряду, притом что отдельные детали внешности персонажа не видны. Именно поэтому в театре по-прежнему обходятся традиционными материалами: гримом на жировой основе - для прорисовки морщин, темных кругов под глазами, отеков или впадин на щеках; сандарачным клеем и наклейками из тюля или крепа - для подтяжки кожи; накладками из ваты - для утолщения лица; лысинами из ткани; носами и ушами из гуммоза, поролона и папье-маше. Создание образа «на камеру» требует, естественно, более тонкой, деликатной и детальной работы, поскольку камера «видит» все мелочи, особенно при крупных планах: рельеф кожи, каждое пятнышко на ней и каждый волосок. Вот тут от гримера требуется не только чутье художника и стилиста, но знания анатома и мастерство скульптора. Ну и, конечно, современные материалы.
Для объемного пластического грима - изменений черт лица, создания морщин, лысины, эффектов ранения и ожогов - кинематограф наряду с классическими гримерными инструментами давно использует накладки из латекса и полупрозрачный силикон, максимально похожие на человеческую плоть (их делают такие марки, как Kryolan). Мастера «лепят» образ настолько реалистичный, что в него верят с первого взгляда - и зрители, и сами актеры.
Разумеется, сегодня практически во всех зрелищных кинолентах для процесса преображения применяются компьютерные технологии, но для создания максимально правдивого драматического образа ничто не заменит искусного грима. Вспомним сложнейшую работу гримеров в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона», где персонажи Брэда Питта и Кейт Бланшетт проживают перед камерой почти всю жизнь. В фильме, завязанном на чувствах и переживаниях героев, - огромное количество крупных планов, на которых видны каждая морщинка на лице и других открытых участках тела персонажа, движения каждой мышцы. За виртуозные эффекты омоложения и состаривания гримеров картины заслуженно наградили «Оскаром». Был номинирован на эту награду как лучший актер и Брэд Пип.
Кстати, Шарлиз Терон получила свой «Оскар» за роль серийной убийцы в фильме «Монстр». Гримеры изуродовали ее до неузнаваемости - образ получился сильный. Актерская ли техника имела решающее значение, или же впечатляющий грим помог актрисе раскрыть свой потенциал (прямо по Станиславскому) - критики спорят. Однако в Голливуде есть примета: чем эффектнее и сложнее грим, тем больше у актера шансов на заветную кинонаграду.
Текст: Светлана Пивоварова
журнал «МАКИЯЖ» #1/11(12)
Примечание
Светлана Пивоварова - учащаяся Профессиональной школы грима и макияжа Аллы Чури.
Проект школы «Голливудский портрет.Звезда-легенда.»
Смотреть далее »»»