Многовековая история татуировки — это история мужественных людей, следующих своим путем и не ищущих комфорта. Недаром мимо татуировки не прошли многие из тех, кого современники почитали как отмеченных богом, — цари, короли, императоры.
Вся королевская рать
Наследники древних корон
Даже в первобытные времена, когда нетатуированными оставались лишь новорожденные и изгои, королевские татуировки были особенными. В эту эпоху магической, сакральной татуировки царственные узоры выражали примерно то, о чем говорится во всех гимнах всех монархий, а именно: «боже, храни короля!». Ведь благополучие королевского рода напрямую связывалось с процветанием страны.
Особенно интересны и сложны были королевские татуировки Полинезии, причем в некоторых племенах существовал и особый королевский мотив — изображение ящерицы. Именно с одного такого образчика началось знакомство европейцев с этим искусством: в 1692 году на лондонской ярмарке на обозрение толпы был выставлен принц Джиоло — «знаменитый разрисованный принц» (он был захвачен работорговцами в тот момент, когда с семьей и свитой направлялся на соседний остров, чтобы праздновать собственную свадьбу). Его первый хозяин подробно описывал рисунки в форме колец, браслетов, полос и изгибающихся пиний, сплошь покрывавших тело принца, и особенно отмечал «очаровательные пропорции» узоров и искусность их нанесения.
Надо сказать, что к XVII столетию Европа успела забыть, что всего несколько веков назад ее собственные короли были разукрашены не хуже полинезийца. Древние племена кельтов, бриттов, пиктов (последнее по латыни и означает «разрисованные») широко применяли татуировку, причем власть имущие закрепляли за собой особую символику силы и могущества. Например, в качестве оберега татуировали изображения выигранных битв. Впрочем, монархам не были чужды и простые человеческие чувства: так, тело короля Гарольда II, погибшего в 1066 году в жестокой битве при Гастингсе, было опознано по имени жены — Эдит, которое было вытатуировано на груди монарха.
Тайна монарха-якобинца Несмотря та пряной запрет, который накладывает Библия на «нанесение письмен на теле», по христианской Европе век за веком гуляли слухи, что у того или иного короля есть тайная татуировка. Такое рассказывали про французского государя Генриха IV, английского Иакова II, русских — Петра I и Екатерину II, причем пересуды о «татушке» последней носили исключительно неприличный характер. Но достоверно известно лишь о татуировке шведского короля Карла XIV Юха-на. Всю свою жизнь он даже жене не показывался без рубашки, а после его смерти те, кто готовил тело к погребению, с ужасом увидели на королевской груди обезображенную рубцами фразу «Свобода, равенство, братство! Смерть королям!», которая была окружена изображениями черепов, костей и свастик. Дело в том, что прежде чем взойти на шведский престол, Карл Юхан успел побывать наполеоновским маршалом Жаном Батистом Бернадотом, и следы его бурной якобинской (возможно — и масонской) юности были запечатлены у него на груди. Таковы причуды истории... Неудивительно, что король стеснялся своего некоролевского украшения и даже предпринимал попытки избавиться от него, впрочем — не слишком удачные.
По приказу английского короля Долгие годы татуировка была для европейцев диковинкой. Но когда в конце XIX века начался тату-бум, это произошло с легкой королевской руки. Конечно, можно найти и более глобальные причины распространения моды на татуировку: развитие парусного флота, расширение межкультурных контактов, интерес к экзотическим обычаям... Но если придерживаться фактов, то дело было так.
В 1862 году по давней традиции наследник английского престола принц Уэльский совершал паломничество на Святую землю. Иерусалим — колыбель трех религий — и тогда представлял собой межэтнический котел, где свободно перемешивались традиции и нравы паломников из разных стран. Помимо прочего, принц обратил внимание на обычай некоторых восточных христиан — армян, коптов, сирийцев, эфиопов — в память о посещении святых мест наносить на предплечье чернильные или пороховые изображения крестов, иконописные сюжеты. Такие изображения выполнялись семьями потомственных татуировщиков, которые унаследовали технологию татуировки Древнего Египта. Юный принц поддался благочестивому чувству и стал обладателем иерусалимского креста на руке. Впоследствии, взойдя на английский трон под именем Эдуарда VII, он вполне оправдал поговорку татуировщиков о «синей болезни»: то и дело он добавлял к своему первому кресту то одну, то другую «наколку». Через двадцать лет в традиционное путешествие отправились сыновья Эдуарда — герцог Кларенс и герцог Йорк, и по желанию отца тот же иерусалимский мастер вытатуировал им такие же, как у короля, кресты. Более того: в Японии их наставнику было поручено отвести своих подопечных в студию лучшего татуировщика Хори Кийо — знаменитого мастера традиционной японской татуировки хоримоно. Здесь каждый из принцев получил по роскошному японскому дракону.
Спустя годы герцог Йорк стал королем Георгом V, и именно под его влиянием мода на татуировку охватила все царствующие дома Европы. В начале XX века, когда Европа была еще преимущественно монархической, ее государи образовывали своего рода клуб, члены которого были связаны узами родства, политическими интересами, чувством общей миссии, едиными вкусами. Недаром традиция предписывала их величествам обращаться друг к другу в письмах и лично «брат мой». Поэтому естественно, что новая мода не миновала русских великих князей Алексея и Константина, австрийских эрц-герцогов Рудольфа и Франца Фердинанда, чету греческих монархов — королеву Ольгу и короля Иоанна I, датского короля Фредерика IX, шведского потомка якобинца Бернадота — Оскара II, Хаакона VII Олденбургского — короля Норвегии, княжну Бурбон-Парма — жену румынского короля Михая и многих других. Что касается сюжетов, то в большом почете оставались «японские картинки» — так, русский царь Николай II сделал татуировку дракона у того же мастера Хори, которого рекомендовал ему английский кузен Георг. И конечно, какой уважающий себя король останется равнодушным к символам королевской власти? Например, известно, что король Югославии Александр очень гордился орлом в короне, распростершим крылья на его плечах.
Английский двор приложил руку и к распространению татуировки среди своих подданных. Тот же Георг V издал приказ по армии: у всех офицеров британской армии должна быть татуировка в виде полкового герба — как для идентификации в случае гибели, так и для поддержания корпоративного духа. А по издавна заведенному обычаю мужчины, принадлежавшие к королевскому дому, обязательно становились военными. Таким образом, все они имели полковые татуировки — в том числе, например, внук королевы Виктории принц Кристиан-Виктор, павший смертью храбрых на англобурской войне. Надо сказать, что в самой природе английского характера с его мужественным презрением к боли, кастовым духом и эксцентричностью есть что-то глубоко родственное самой идее татуировки. Английский историк татуировки Пол Сейс пишет: «От монархов и знаменитостей до простых людей — все они стояли плечом к плечу, испытывая боль и удовольствие быть татуируемыми».
Некоронованные и татуированные
Первая мировая война опрокинула большинство европейских тронов, и в послевоенной Европе воцарился новый республиканский порядок. Тем не менее, новые власть имущие — президенты и генералиссимусы, министры и наркомы — тоже носили на своих телах татуировки. Можно объяснить это унаследованной от «настоящих» королей традицией или интуитивным желанием носить на теле особые знаки, связанные с необыкновенной судьбой их владельца. К середине века крупные политики, не имевшие татуировок, скорее были исключением — как, например, Шарль де Голль. Этот факт, кстати, дал пищу известному анекдоту: «Почему де Голля не пригласили на Ялтинскую конференцию? Потому что Сталин, Рузвельт и Черчилль мерялись там татуировками»...
В деле «усовершенствования тела» особых высот достигла американская политическая элита: помимо упомянутого Франклина Рузвельта, татуировки носили маршал Монтгомери, президенты Гарри Трумэн и Джон Кеннеди (последний, впрочем, свел свою черепаху по просьбе Жаклин).
Особенной популярностью татуировка пользовалась у диктаторов. Подобно своему кумиру Сталину, ею были украшены строитель югославского социализма Иосип Броз Тито и президент Ирака Саддам Хуссейн. (Надо сказать, татуированные тираны — это своего рода семантический парадокс. Ведь один из популярнейших татуировочных сюжетов эпохи диктатуры — портрет самого небожителя. По преданию, такой портрет помогал избежать расстрела: «В Самого стрелять не станут». Однако вера в это предание никого не уберегла...)
Читать далее: 1 ->2 -> 3 -> 5
Журнал "Kosmetik international" №4 2004г.
Руководитель проекта: Д.Бороденков.
Корреспонденты: М.Силина, В.Тышкевич, М.Феоктистова.
Дизайнеры: О.Шитова, М.Смыкова.
|
|