Первым московским кинофабрикантом стал Александр Александрович Ханжонков. На этой киностудии начинала свой путь первая российская кинозвезда Вера Холодная. В её облике причудливо соединялись чувственность и трагизм, безысходность и надежда. Бледное нежное лицо, точёный профиль, лучистые серые глаза – вся она, грациозная, печальная и загадочная – была неодолимым наваждением для зрителей. Из роли в роль сохранялся всё тот же образ затаённого страдания и беззащитности перед судьбой, она была воплощением кроткой женственности. Вера стала символом эпохи «распятых кокаином» поэтов, расцвета «декаданса», тревоги и разложения – того странного времени, когда страна жила между войной и революцией. 1917 год прошёл мимо Веры и её жизни. И рабочие на улицах, и паника, и голод, и две революции, а репертуар кинотеатров не менялся. Снимали всё те же «салонные фильмы» о высоких страстях и красивой любви. … Возможно, это происходило по инерции, а возможно – кинематограф играл роль своего рода наркотика, позволяющего отвлечься от ужасной реальности… И руки у новой власти пока не дошли до национализации частных кинофабрик, хотя определенные шаги в этом направлении уже были сделаны. В конце января 1918 года был создан Киноподотдел Внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению, но пока никакой четкой политики он не вел. К середине 1918 года Вера Холодная стала не просто популярной актрисой, а настоящим явлением в русском кинематографе.
Её жизнь стала объектом пристального интереса журналистов и публики. В те времена в моде были платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Любые излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, вышивки, цветочки, бантики – считались проявлением дурного вкуса. Наряд должен быть элегантен и строг. Модны были приглушенные холодные цвета, матовость жемчуга, сдержанность аксессуаров. И при этом наряд ни в коем случае не должен быть скучным или обычным: требовалась некая изюминка, оригинальность – цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, асимметричный вырез, интересная драпировка.
Для того, чтобы выглядеть роскошно, недостаточно было только денег – нужен был вкус. И на этом фоне скромная жена московского юриста становится законодательницей мод. Оказалось, что она обладает утонченным, оригинальным вкусом. Открытки с её изображениями в различных нарядах выпускаются огромными тиражами, служа женщинам своеобразным журналом мод. Ее фантазия проявилась даже в выборе духов: она прямо на коже смешивала два аромата “Роз Жанмино” и “Кеши” Аткинсона - и получался только ей присущий нежный горьковато-сладкий запах.
Её фильмы были популярны в Европе и Америке, в Турции и Японии – ведь для немого кино не важен язык. Её приглашали сниматься в Голливуд и Берлин, но она отказывалась. Не хотела уезжать из родной страны. Хотела остаться в России. И осталась… 16 (3) февраля 1919 года она умерла. Она умерла в 26 лет от «испанки», так называли особую форму гриппа. Снималась всего четыре года, но до сегодняшнего дня является непревзойдённой звездой, «королевой экрана», по популярности с которой навряд ли могут тягаться современные звёзды. И пусть все её фильмы однотипны, но сама она, незаурядная актриса, вкладывала в них весь свой талант, зачаровывая зрителей и заставляя их выламывать двери кинотеатров. Собор, где отпевали Веру, был переполнен. Чудом никого не задавили насмерть. За гробом шли тысячные толпы. Похороны снимали на пленку – последний фильм Веры Холодной… Уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах. Фильм сохранился. Источник информации: Виталий Вульф " Вера Холодная.Королева экрана"
Ссылки по теме:
- Надежа Вайнер / Вера Холодная: прекрасный призрак - К 100-летию российского кинопроизводства - Первые кинофабрики России. - Первые кинофабрики - перестроили под ЦТ. - Развитие кинематографа в первой половине 20 века. Появление звука и цвета - Создатели первого кинематографа - Вера Холодная на старинных открытках и фотографиях |
Читать еще : |
---|