Для ощущения присутствия во времени и месте, я позволила себе использовать плагин старения картины. Работа по гриму и костюму была выполнена настолько качественно и чисто, что удержаться от желания погрузиться визуально в эпоху великой живописи, только с нашей героиней, оказалось трудно. Поэтому приглашаю всех интересующихся на страницу «Описание гримёрных работ», где можно внимательно, со всех сторон, разглядеть, а заодно и убедиться, что эта подлинная гримёрная работа и она 100%-но авторская. Обычно, даже замазанные гумозом брови (побрить модель, к сожалению, мы не можем) я не убираю, дабы было понятно, что это работа без компьютерных исправлений. А.А.Чуря Клодия Пульхра Терция,(при рождении Клавдия Пульхра Терция, сменила имя на Клодия) часто упоминается как просто Клодия, иногда Клодия Метелла (лат. Clodia Pulchra Tertia или Clodia Metella), иногда Клодилла, (ок. 95 до н. э. — не ранее 44 до н. э.) — скандально известная жительница Рима I века до н. э., упоминается в произведениях Цицерона, предположительно прообраз Лесбии у Катулла.
Рождением многих великих произведений искусства человечество обязано не только гению их создателей – писателей, поэтов, художников, скульпторов и музыкантов, – но и тому факту, что свое вдохновение многие из них черпали из любви к женщине. О Лесбии нет никакой достоверной информации, кроме стихотворений Катулла . Из сохранившихся 116-ти ей посвящено 25-ть, в том числе знаменитое — «Odi et amo» (Ненавижу и люблю), в которой присутствует и нежная любовь и горький сарказм: И ненавижу её и люблю. Это чувство двойное. Боги, зачем я люблю? и ненавижу зачем! Кем она была? Что это за женщина, к которой обращены такие бурные чувства любви и ненависти одновременно? Это могло бы навсегда остаться неизвестным, вызывать вопросы и предположения, если бы не исследования искусствоведов. Курсовую работу на тему «Древняя Рим. Клодия Пульхра Терция»
выполнила студентка 3-го курса гримёрного отделения ПШ-С Мария Ламах Псевдоним красавицы римлянки остался бы нераскрытым, если бы не цепь случайностей. Два века спустя после смерти Катулла ритор Апулей, автор знаменитого “Золотого Осла”, нечаянно заболел по дороге в Александрию. Болезнь заставила его остановиться в одном из городов Проконсульской Африки. Там он неожиданно для себя женился на богатой вдове по имени Пудентилла, соблазнившись мыслью о семейном покое. Женитьба обернулась для него судебным процессом: родственники Пудентиллы обвинили его в развратном поведении и магических действиях – он будто бы околдовал вдову, которая много лет упорно отказывала всем, кто к ней сватался. Обвинение грозило Апулею смертной казнью, и потому он – на радость грядущим исследователям – подготовился к процессу, происходившему в городе Сабрате под председательством проконсула Африки, с чрезвычайной обстоятельностью: он написал обширную речь “Апология” в свою защиту, где упомянул истинное имя Клодии.
Она принадлежала к древнейшему патрицианскому роду Клавдиев, который со времен республики в каждом поколении давал Риму консулов, диктаторов и цензоров, и не менее легендарный консул Аппий Клавдий Слепой , при котором были построены первый римский водопровод, названный его именем, и дорога от Рима до Капуи – знаменитая Аппиева дорога. Вся родня Клодии была на виду и в те времена, о которых идет речь. Ее отец занимал должность консула в 79 году. Брат Публий Клодий в годы жизни Катулла в Риме стал народным трибуном, которого плебеи провозгласили своим вождем. Старшая сестра была замужем за консулом Квинтом Марцием Рексом, младшая – за полководцем Лукуллом, сводная – за Помпеем Великим. Сама же Клодия была женой Метелла – того знатного сенатора, в свиту которого судьба привела безродного веронца , будущего поэта Катулла, чтобы он мог увидеть вблизи ослепительное божество в ее образе... Но это далеко не все, что стало известно о воспетой Катуллом Лесбии, благодаря тому, что ритор Апулей однажды вымолвил ее настоящее имя. Не только “Книга Катулла Веронского”, содержащая 116 стихотворений, увековечила ее образ. Под собственным именем она выступает персонажем и в другом уцелевшем произведении – “Речь в защиту Марка Целия” (“Pro M. Caelio oratio”), написанной Цицероном . Он ее произнес 4 апреля 56 года до н.э. перед трибуналом в суде.
Клодия участвовал в судебном процессе, который начала против юного оратора Марка Целия, обвинив его в попытке своего отравления. В числе обвинителей был ее брат Публий, что позволяло ей тайно влиять на ход судебного процесса. Образ Клодии, нарисованный в этой речи, лишен той восхитительной двойственности, которую ей приписывает поэзия Катулла. Не выказывая ни малейшего признака божественности, Клодия у Цицерона предстает родовитейшей римской шлюхой, оскверняющей своим необузданным развратом священную память великих предков, в особенности доблестного Аппия Слепого, от лица которого Цицерон. После этого процесса Целий был оправдан по всем пунктам обвинения, она исчезла с горизонта римской жизни. В дальнейшем никаких сведений о ней не появляется в древних источниках. Предполагают даже, что удар для нее был столь сильным, что она вскоре умерла. В современном Риме, недалеко от палаццо Корсини (район Трастевере), туристам показывают место на улице Лунгаре, где по преданию жила Клодия. Версия о том, что упомянутая Апулеем Клодия является Клодией Пульхрой Терцией, была введена в научный обиход в 1862 году немецким учёным Л. Швабе (Ludwig Schwabe). Самым запоминающимся атрибутом Лесбии стал её ручной воробей, воспетый Катуллом. Эти стихотворения были очень популярны среди римских читателей. Хозяйка воробья в стихах по имени не названа, но уже древние не сомневались, что это Лесбия . Все 116 стихотворений Катулла имеют номер. В стихотворении № 2 поэт завидует воробью, который волен в любой момент порхать по телу его любимой: «Ах, милый воробышек, над которым милая развлекает свое томление!».
Стихотворение № 3 представляет собой стихотворный некролог на смерть птички. Воробей был посвящён Венере (в частности, на колеснице, запряжённой воробьями, богиня является в гимне Сапфо) и особенно годился в герои любовного стихотворения. «Воробышек» было ласкательным словом у влюбленных ещё в комедиях Плавта. В европейской живописи второй половины XIX века Лесбия изображается именно в компании воробьёв. Кроме того, в честь Лесбии в своё время было названо семейство колибри — колибри-шлейфоносцы (латинское название — Lesbia). Любовная история Катулла и Лесбии является одной из самых известных древнеримских романтических историй, благодаря силе чувств и таланту, проявленному поэтом. Лесбия стала символом всесжигающей страсти к женщине, а также известной литературной загадкой.
Кроме того, считается, что Катулл подарил французскому, испанскому, итальянскому и португальскому языкам слово «поцелуй» — basium.
Произведения Катулла пользовались особенной славой и в древности, и в Новое время. Им часто подражали в галантной лирике Ренессанса и последующих веков — как по форме, так и по тематике. ... Лесбия, Юлия, Цинтия, Ливия, Микелина.
Бюст, причинное место, бёдра, колечки ворса. Обожжённая небом, мягкая в пальцах глина — Плоть, принявшая вечность как анонимность торса… Иосиф Бродский
Использованная литература и ссылки по теме:
- Гай Валерий Катулл "Избранные стихотворения" - Каминская Н. М. "История костюма" - Мерцалова М. "Костюм разных времен и народов" - Киреева Е. "История костюма от античности до XX века" - Ривкин Б.И. "Малая история искусств.Античное искусство." - Гнедич П.П. "История искусств." - Материал из Википедии."Лесбия" »»» |
Читать еще : |
---|